Эта маленькая женщина, ныне жительница Санкт-Петербурга, немало сделала для родной Хакасии, несмотря на то, что живет вдали от своей земли. За ее плечами уже несколько книг и исследований в области культуры и искусства. Особенно радуют последние издания, которые в силу примет можно назвать серией. Стильное черное оформление, небольшая иллюстрация на обложке, альбомный формат… В этой серии вышли “Живопись Хакасии”, “Графика Хакасии в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов”, “Хакасия в творчестве Василия Сурикова” и, наконец, альбом “Хакасская народная одежда”, презентация которого состоялась в конце нынешнего лета. Итак, знакомьтесь: Маина Чебодаева.

Маина Петровна — главный хранитель Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, кандидат искусствоведения. Окончила аспирантуру Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина Академии художеств. Но музейная должность в ее биографии не случайна, ведь по первому образованию она историк, выпускница исторического факультета Абаканского педагогического института. Десять лет Маина служила в Хакасском краеведческом музее, занималась коллекцией Ирины Николаевны Карачаковой, заинтересовалась живописью. Именно поэтому в 1999 году поступила в аспирантуру Академии художеств и, отучившись, защитила диссертацию “Становление и развитие искусства Хакасии в 1920 — 2000 годы”, ставшую отправной точкой для рождения всех последующих книг. Так, в 2002-м вышел справочник “Художники Хакасии” — бедненький, простенький, но содержащий очень много информации, особенно про выставочную деятельность художников. Сейчас экземпляр того издания можно найти разве что только в краеведческом музее…

Разговорить искусствоведа оказалось довольно сложно. Как человеку науки, который ставит перед собой цель и идет к ней, Маине Петровне интересно и важно конкретное дело — что рассказывать о себе? Вот о книгах — да, и о том, кто и как помог с их изданием. А они, действительно, вышли в свет, скорее, вопреки всем обстоятельствам, ведь занятие это дорогое, и в одиночку, без спонсоров, без помощи заинтересованных людей и структур здесь не обойтись.

Итак, история, документалистика, искусство. Все-таки, наверное, некий стержень, заложенный воспитанием, примером еще в семье, становится той базой, от которой пляшут и будущая профессия, и вообще судьба. “Мои родители, — рассказала Маина Петровна, — оба учителя, окончили МГУ: отец — исторический факультет, мама — биологический. Там же, в Москве, и познакомились, и поженились. Причем мама у меня тоже Чебодаева, только из другого рода…”

Отсюда, видимо, в характере у Маины педантичность, страсть к новым знаниям и их систематизации.

— В Санкт-Петербурге библиотеки очень хорошие. Мой рабочий день в музее — до четырех часов. Заканчиваю и иду в читальные залы, в архивы — часа на два. А потом на электричку — и до Павловска, домой. Добираюсь к девяти вечера. Каждый день мимо дворцов езжу. Но… привыкаешь, — замечает с иронией моя собеседница.

— Вся моя жизнь — библиотеки да архивы, — продолжает она. — Это только сейчас понемногу начинаю открывать для себя путешествия, зимой впервые побывала в Париже, и вот в восторге от него. Ведь новые впечатления дают мощный стимул к жизни…

Замечу, петербурженкой Маина Чебодаева стала практически случайно. Очереди на защиту диссертации надо было дожидаться целый год. Чтобы не терять время зря, устроилась в музей, да так и осталась там. Тем более что в этом городе как нигде можно утолить тягу к науке. Да и в питерских музеях о Хакасии хранится столько всего неопубликованного, неисследованного, что хватит еще на десятки диссертаций. Экспонаты из Хакасии, представленные учеными Степаном Майнагашевым, Николаем Катановым, Петром Островских, хранятся в Кунсткамере. В Российском этнографическом музее — коллекции Александра Андрианова, Дмитрия Клеменца, Петра Каралькина, в которые до сих пор мало кто заглядывал. Это, кстати, все, что касается темы народной одежды. А архивы? Они тоже до сих пор хранят много тайн. Так что материалов для такого полезного для нас, жителей Хакасии, “хобби”, которым занимается Маина Чебодаева, ей хватит на годы вперед. Ну и плюс работа в музее обороны, где она уже семь лет главный хранитель. Документация, реставрация и закупка новых экспонатов (военной формы, предметов быта военного времени) — все ее забота. В соавторстве с коллегой Е.Н. Харламовой подготовлены два альбома: “В блокадном Ленинграде и на фронте” (2010) и “Ленинградский “Боевой карандаш” в годы Великой Отечественной войны” (2012).

Но сердце, конечно, скучает без родины. Здесь все родные, друзья, общение с которыми заряжает энергией от отпуска до отпуска. Однако каждый свой приезд Маина Чебодаева использует не только для этого, но опять же и для работы над очередной книгой, изучения местных архивных источников. Новая ее задумка теперь — альбом о художниках-графиках Хакасии — от Павла Сарычева, Владимира Тодыкова до Георгия Никоненко, Ричарда Субракова и других.

— Сегодня искусство в Хакасии поддерживает лишь небольшая плеяда художников. Дефицит тем, дефицит идей, — считает кандидат искусствоведения. — А того же Тодыкова возьми — мастер! Такого уровня художников, как он, в Хакасии сегодня нет. Звезды рождаются раз в столетие. А какие портреты раньше писали! Василий Новоселов писал, пусть передовиков сельхозпроизводства, но как! Сейчас так никто не может. А у Андрея Топоева: огромные тематические бытовые картины. “Свадьба в улусе”, например. Великолепные натюрморты, с теми же самоварами, у Григория Серебрякова. Неповторимый стиль. И я думаю, в этом как раз ценность художника. Да, согласна, каждый из них достоин отдельного издания.

…Наш разговор хотелось повернуть к последнему альбому — “Хакасская народная одежда”, который приятно не то что рассматривать, даже в руках держать: настолько почти энергетически ощущается его раритетность. Книг-то подобной тематики почти и нет. Маина Петровна же просила, если буду писать, обязательно отметить и передать благодарность всем, кто помог ей с изданием — главных спонсоров, москвичей Сталбека и Ирину Мишаковых, а также директоров национальной гимназии Юрия Сагалакова, музея имени Леонида Кызласова — Татьяну Феоктистову, ХакНИИЯЛИ — Валентину Тугужекову, главного хранителя музея Кунсткамеры Павла Погорельского.

На одежду хакасов обратили внимание и описывали ее еще первые исследователи Сибири, начиная с экспедиций Даниила Мессершмидта. Филипп Страленберг, Герард Миллер, Иоганн Георги, Петер Паллас — национальная одежда для них стала удивительным открытием. Ученые Василий Радлов, Николай Катанов описывали элементы кроя и вышивки, Иннокентий Каратанов к очерку “Минусинские татары” делал и зарисовки. Да и как было не удивляться — эта необычная одежда как нельзя лучше приспособлена к климатическим и погодным условиям, в ней удобно садиться и на пол, и на землю, вскочить на коня, натянуть лук. Каждый узор, кроме красоты, несет в себе смысл, функцию оберега, особенно на женских сикпенах и шубах. Дурные мысли всякого завистника при взгляде на узор тут же улетучиваются. Каждая деталь — пого, перламутровая пуговица у ворота, кораллы, каури — все имело свой сокровенный смысл.

Изучением и описанием национальной одежды хакасов занимались и более поздние экспедиции. Маина Чебодаева обо всем этом рассказала в книге, но основу иллюстраций (к тому же цветных!) составили зарисовки из специальной экспедиции ХакНИИЯЛИ 1947 — 1948 годов, сделанные Юлией Шибаевой и художником Дмитрием Черепановым, — узоры, детали кроя, вид в целом. Но еще очень много материалов и документов ждет своего часа в фондах музеев, говорит Маина Петровна, еще не изучена семантика орнаментов и вышивки, нет их “расшифровки”, и буквально поле непаханое лежит перед будущими исследователями.

На презентации книги все с воодушевлением и благодарностью отмечали уникальность проделанной работы, суть которой в сосредоточении разрозненной до этого информации о хакасском костюме. “Как бы мы красиво ни говорили о воспитании патриотизма у наших детей, ничто не сделает нас духовно развитыми, как сохранение своей культуры”, — подчеркнула тогда Татьяна Феоктистова. Старейший исследователь хакасского фольклора Валентина Майногашева напомнила, что люди старшего поколения помнят о своей культуре по сундукам родителей, а как узнают о ней молодые, если не будет таких книг. А Ирина Мишакова призналась, что до сих пор у нее не было хакасского костюма, но теперь она представляет, каким он будет. “Наш род — сагайцы, — сказала Ирина, — и я теперь благодаря Маине знаю даже, какой рисунок будет на моем платье. И это очень важно”.

Ольга КАРАЯНИДИ

Похожие записи