Страховая отрасль, так же как и банковская система, — это индикатор деловой активности. Сегодня она работает не в самой благоприятной обстановке. Поэтому внимание регулятора к страховому рынку не ослабевает.

О том, что изменилось в регулировании отношений страховщиков и населения, рассказывает заместитель управляющего Отделением-НБ Республика Хакасия Сибирского ГУ Банка России Алексей Семёнович БЕЛОБОРОДОВ. 

— Алексей Семёнович, основной вид страхования, которым сегодня пользуются люди, — ОСАГО. Все последние федеральные новости страхового рынка так или иначе связаны с темой автострахования и сопутствующими проблемами. Сталкиваются ли автовладельцы Хакасии со сложностями при приобретении ОСАГО?— Действительно, автострахование как один из видов обязательного страхования в последнее время стало одной из самых горячих и обсуждаемых тем. В отдельных регионах России есть серьёзные проблемы: убыточность, доступность и подделка полисов, псевдоавтоюристы и автопосредники. На мой взгляд, Хакасия в этом отношении благополучный регион, однако и мы не без греха. Неприятные случаи иногда происходят, так что нам есть над чем работать.

Самым важным источником информации о том, что происходит на рынке автострахования, остаются обращения граждан. Всего за прошлый год к нам поступило 106 жалоб на страховщиков, из них 76 касались ОСАГО. В сравнении с количеством автовладельцев на дорогах Хакасии цифры, конечно, незначительные.

— На что чаще всего жалуются?— Половина обращений по теме ОСАГО связана с несоответствием информации по коэффициенту «бонус-малус». Кроме того, люди жалуются на навязывание страховыми компаниями дополнительных услуг. Например, в некоторых случаях обязательным условием продажи полиса ОСАГО становится заключение договора страхования жизни. Такая негативная практика также встречается в обращениях, связанных с получением кредитов в банках. Часть 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей запрещает

обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других. Поэтому навязывание дополнительных услуг, в том числе при заключении договора ОСАГО, является административным правонарушением и предусматривает штраф.

— Почему практика навязывания дополнительных страховых услуг не исчезает?
— Дело в том, что доказать факт навязывания, то есть ситуацию, при которой услуга была предоставлена не добровольно, достаточно сложно. Более того, многие водители не знают, что подобное является незаконным, и даже не пытаются отстаивать свои права. Этим долгое время пользовались недобросовестные участники рынка. Поскольку законодательно одними административными мерами ситуацию разрешить не удалось, Банк России, как регулятор страхового рынка, принял ряд своих мер. Мы ожидаем, что они выправят ситуацию, и сложившаяся негативная практика с навязыванием страховых услуг исчезнет.

— Алексей Семёнович, о каких мерах вы говорите?— Во-первых, с середины 2015 года появилась возможность купить страховой полис ОСАГО онлайн. Во-вторых, была утверждена единая методика расчёта ущерба. И, наконец, с начала июня текущего года указанием Банка России № 3854-У в страховании введён так называемый «период охлаждения». В марте 2016 года указание вступило в силу и обязало страховщиков до 30 мая 2016 года привести в соответствие с ним внутренние правила и договоры.

Суть новшества в том, что теперь отказаться можно будет практически от всех популярных видов добровольного страхования, включая страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней. Клиент сможет расторгнуть договор в течение пяти рабочих дней с момента его заключения независимо от даты уплаты страховой премии, но только при условии, что за этот период не произошёл страховой случай. Деньги страховая компания должна будет вернуть в полном объёме, если за эти дни договор не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик будет вправе удержать часть денег пропорционально количеству дней оказания этой услуги. Таким образом, исчезнет смысл навязывать клиенту страховку, потому что он без потери средств сможет сразу после заключения договора страхования его расторгнуть.

— Но расторгнуть договор страхования можно было и раньше. В чём принципиальное отличие нового порядка?— Вы правы, такая возможность всегда была, но нужно было проходить длительную административную или судебную процедуру. Согласитесь, мало кто хотел в это ввязываться.

Введение «периода охлаждения» позволило потребителям с 30 мая отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения процедур. Сделать это можно будет по договорам, заключённым только после этой даты. На ранее заключённые договоры упрощённый порядок расторжения не действует.

— Кто будет следить за выполнением новых требований?
— В первую очередь, следить за выполнением требований Банка России в регионах будут территориальные подразделения. Чтобы удостовериться, что страховые компании выполняют все положения указания, будут проводиться соответствующие проверки.

— Скажите, а как действовать человеку, когда он столкнулся с неправомерными действиями страховой организации? — Во всех случаях, если гражданин считает, что ему оказана некачественная услуга на финансовом рынке, в том числе на страховом, он сам может обратиться в Банк России. Жителям нашей республики сделать это можно письменно, направив в Отделение-НБ Республика Хакасия Сибирского ГУ Банка России обращение по адресу: 655017, г.Абакан, ул. Советская, д.26. У кого есть возможность, письмо можно принести непосредственно к нам в офис и опустить в ящик для входящей корреспонденции на первом этаже. Мы сами переадресуем обращения в Управление Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе. Жалобу можно также отправить чрез интернет-приёмную на сайте Банка России www.cbr.ru.

На сайте Банка России также размещены ответы на часто задаваемые вопросы в области страхования. Мы уверены, что принятые меры и повышение финансовой грамотности населения помогут сделать рынок страхования более цивилизованным.

Подразделение Банка России в Республике Хакасия

Похожие записи