В прошлом году в картинной галерее «Чылтыс» состоялась выставка живописи семьи Кобыльцовых. Мне, далекой от профессионального понимания искусства живописи, тем не менее хочется рассказать о своем восприятии их произведений, ведь картины эти запали в мою душу как радостное событие.

Наше знакомство с семьей художников произошло благодаря моему внуку. Когда ему не было и пяти лет, мы с ним пошли на праздник города. Ребенок взял с собой мелки и на асфальте рисовал с какой-то особенной радостью различных зверьков. Так перед нами появился смеющийся, веселый и необыкновенно жизнерадостный заяц. Девушка, проходившая мимо, тоже обратила внимание на этого зайца. Рассмотрев рисунок, она посоветовала водить ребенка в кружок художников Дома пионеров. (Так тогда называли Дом детского творчества.) Оказалось, случайная прохожая работала педагогом в этом учреждении.

Вот так, с благословения незнакомки, мой внук стал учеником художницы и педагога Надежды Яковлевны Кобыльцовой, тогда совсем молоденькой и необыкновенно милой руководительницы кружка.

Мой внук с большим удовольствием несколько лет ходил в этот кружок, любил свою учительницу, а после поступил в детскую художественную школу опять же к Надежде Яковлевне. Радовался, что вновь занимается у нее.

Ныне Надежда Кобыльцова известный мастер, получившая признание как профессионалов, так и широкой публики. Ее произведения принимали участие во множестве выставок. С моей точки зрения, шедевром ее творчества является картина «Ручьи». Под обычным, казалось бы, названием кроется глубокое содержание.

Между округлыми камнями-валунами извилисто текут с гор ручьи, неся холодные, мощные потоки куда-то вниз. А на одном-двух валунах буйно цветут жарки. Цветут, несмотря на отсутствие мягкой земной колыбели — но благодаря, видимо, чистым водно-хрустальным струям, их питающим.

Картина полна философски, она притягивает взгляд, заставляет думать и радоваться мощной энергии, исходящей от нее. Это похоже и на судьбу несломленного, сильного и чистого человека.

Надежда Яковлевна в своих произведениях светится, именно светится доброй душой. Такова картина «Колоратурное сопрано»: очень хороша, пленяет яркостью, мастерством. В этой и других картинах с любовью, психологической выразительностью представлены женщины-хакаски в национальных платьях, например, поющие тахпахи под аккомпанемент чатхана. Интересна работа «В мастерской Е.Г. Чаптыковой». Эту талантливую мастерицу, возродившую культуру шитья, вышивки, различных украшений национальной одежды, художница показывает в труде, за работой.

Надежда Яковлевна Кобыльцова живописует многожанрово: пейзажи земные и поднебесные, разнообразные натюрморты. Она любуется совершенством их красоты. Будь это буйно расцветшие цветы, или деревья, увядающие осенью, или заснеженная гора, плывущие облака… Она питает интерес и к старине, видя в ней особую красоту. И во всем — мастерство художницы, тонко владеющей кистью и красками.

Картины Александра Григорьевича Кобыльцова привлекают другой стороной гражданственности. Некоторые из них конкретно определяемы «заложенным» в них временем и болевым ощущением явлений. Это конец 1980-х и 1990-е годы. Пережитая нами разруха в стране в связи с «перестройкой», которая обернулась ложью, обманом, предательством. Немалое число людей нашего Отечества оказалось захлестнутыми страстью к Мамоне. Но ведь дети любят родителей независимо от того, богаты они или нет. Любят потому, что они кровные, родные, их энергетика крепко сидит в твоей энергетике. Вот такие мысли пришли мне в голову, когда я всматривалась в одну из картин Александра Кобыльцова.

…Перед зрителем деревянный деревенский дом. Крепкий еще, с хорошей, но кое-где разрушающейся оградой. Дом-то опустевший… И как будто насквозь видишь, что молодое поколение этого дома уехало в город, а старики — слабые, притихшие — живут только на свои пенсии, доживая век в одиночестве… Ни одна птичка не садится на забор у дома, где почти нет признаков жизни. Все это донесено так мастерски выразительно, что я возле этой картины стояла долго, пока дежурная не напомнила мне о времени.

Александр Григорьевич выставил 46 картин. Каждую надо рассматривать не торопясь, внимательно и с интересом, чтобы набраться богатством чувств, какое есть в каждом произведении мастера.

Кобыльцова очень интересует Хакасия, о чем говорят его многочисленные поездки по дальним местам в различные времена года. Он как будто ведет исследовательскую работу — пространства степные, горные, как они меняются со сменой времени…

Желаю интересным художникам новых успехов в эстетическом освоении Хакасии — одном из красивейших мест России.

Валентина МАЙНОГАШЕВА,

заслуженный деятель науки РХ,

кандидат филологических наук

Абакан

От редакции: Уважаемые читатели! Если вас заинтересовало творчество художников Кобыльцовых, напоминаем, что работы Н. Кобыльцовой выставлены в фойе редакции газеты «Хакасия”.

Похожие записи