Мне нравится бывать здесь в гостях… Всё так просто и уютно: картины, цветы, светлые шторы. Обязательный запах кофе, корицы и ещё чего-то, неуловимо тонкого и сладкого — гостеприимство хозяйки этого кабинета давно притча во языцех в Хакасии, России и многих других уголках мира, представители которых часто приезжают (и это тоже во многом её заслуга) к нам запросто.

Почему? Да многие — и местные, и гости отвечают на этот вопрос одинаково. 
Хорошо у нас.
И здесь, в кабинете министра культуры Хакасии Светланы Окольниковой, где, собственно, находится эпицентр этого «хорошо», штаб-квартира по его организации, прекрасно знают цену этому слову.

Весомо лишь дело

И знают, сколько приходится работать — работать, работать и работать! Утром, в обед, вечером, ночью. В праздники, в выходные, в каждый день недели — чтобы это «хорошо» осуществилось. По-настоящему. Чтобы случилось чудо, состоялся праздник, чтобы все были рады, а культура Хакасии развивалась, была востребованной и представляла бы республику на самых разных площадках.Кто-то скажет: так и должно быть. Многие продолжат думать, что в культуре всё происходит само собой… Уверяю — это совсем не так.И мне, пусть совсем ненадолго окунувшейся в атмосферу постоянной и кропотливой работы по организации того, чтобы всем было хорошо, ещё раз хочется напомнить, сколько труда всегда кроется даже за самым маленьким мероприятием.А в Хакасии таких — маленьких, не очень, масштабных, российского уровня и международного происходит всегда огромное (не преувеличиваю!) количество. Их ежедневно — десятки.Возьмём, к примеру, один день (9 февраля) — открытие Года Доможакова в Национальной библиотеке, кинолекторий там же (а у нас ещё и Год кино на дворе!), встречи и пресс-конференции с бразильским гитаристом, выступление в Италии наших музыкантов и танцоров с хай-балетом «Золотая кукушка», прошедшее на ура. К этому добавьте совещания по новым театральным постановкам, оргкомитет по вопросам грядущего международного форума, подготовку отчётов и справок в разные инстанции. Уверена, что затронула лишь часть дел, совершённых в течение одного дня. Но, согласитесь, даже перечисленного достаточно, чтобы понять, насколько интенсивна работа в министерстве культуры.А если взять год?Это и стало предметом нашего разговора с министром культуры Хакасии Светланой Окольниковой. Год нынешний и год минувший, иначе говоря, итоги и перспективы.Они всегда взаимосвязаны, но как-то так повелось, что каждый следующий год здесь, несмотря даже на великолепие достигнутых в это время результатов, рассматривают как трамплин к очередным свершениям, которые обязательно должны быть лучше предыдущих. А когда настрой таков, то всё и случается так — лучше.

— Я уверена, что на самом деле в нашей работе многое зависит от настроя и интенсивности. Дело ведь не делается только оттого, что мы так хотим — на желаниях далеко не уедешь. В любом замысле и хорошей идее самое важное звено — реализация. Хотя, и это часто случается, дело начинается с мечты. Мы говорим: «Давайте вот это поставим, сделаем, организуем гастроли!» — и тут же моментально возникает вопрос: «А как?» И снова — идеи и предложения разных способов. Много мыслей, много работы, диалогов и договоров, а потом вдруг — так ясно и чётко! — решение проблемы. Каждая новаторская идея в первую очередь активный мозговой штурм. А потом дело. Иначе задуманное осуществить невозможно, — говорит Светлана Анатольевна.

Социальное пространство

Хотя слово «невозможно» в министерстве культуры — одно из самых редко употребляемых. Несмотря на сложный и неоднозначный для республики год, всё, что планировали на направлениях культурного фронта, было сделано — зачастую даже и с перевыполнением. Гастроли по России и за рубежом, постановки новых спектаклей и концертных программ, новые интересные выставки в музеях, V форум «Сибер Ил», проведение которого в 2015 году, нелёгком для республики, даже стало предметом дискуссии, проведение мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, национальных хакасских праздников Чыл Пазы, Уртун Тойы, Алтын Ас.Впрочем, увлёкшись перечислением, уже можно написать столько! Лучше подробнее вспомнить о самых важных событиях. Но когда я задаю такой вопрос, Светлана Окольникова улыбается:— А у нас нет дел «самых важных», «менее важных» и уж тем более «незначительных». Вообще, для культуры нет маленьких величин. Все направления, всё, что делается в нашем пространстве, всегда имеет очень большой резонанс и приносит, как уже не раз подтверждено опытом, серьёзные социальные и экономические результаты.Вспомните, как проходили в Хакасии памятные дни, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне. Вообще речь не о днях — это событие во многом определило основные направления работы всех учреждений культуры республики на год. Сотни мероприятий, масштабных и камерных, познавательных, праздничных, торжественных и трогательных, были проведены в течение года, и ни одно учреждение культуры не осталось в стороне.

Очень сильные чувства связаны с праздником Победы. Он на самом деле стал определённым гимном патриотизма, сплотил поколения воинов Великой Отечественной, ветеранов, детей войны, тружеников тыла с их детьми, внуками. Сколько гордости сейчас в рассказах школьников звучит, когда они рассказывают о своих родных, защитивших Родину от фашизма. И само понятие Родина приобрело сейчас высочайшее звучание. Не случайно одним из важнейших мероприятий юбилейного года Победы стало открытие мемориального комплекса на горе Самохвал в Абакане, посвящённого погибшим воинам. Он стал определённым знаком памяти об истории республики, о героических воинах, всегда защищавших свой край, свою страну. Когда в канун Победы, вечером 8 мая, тысячи молодых людей, собравшихся там, зажгли свечи (министерством культуры республики совместно с департаментом молодёжной политики в тот день была организована акция «Свеча памяти», в которой приняли участие более двух тысяч человек), сделалось понятно, что патриотизм — не только воспитание. Это ещё и память, сохранённая нами на уровне генов. И молодые люди, собравшиеся там, плакали, глядя на пламя своих свечей, вспоминая ушедших на закат воинов. Это была высокая, торжественная, искренняя минута. За такие минуты, понимая, насколько ты к ним причастен, нужно быть благодарным жизни.

Не провинция, а центр жизни

…Год 70-летия Победы, Год литературы, Год народного сказителя и хайджи Семёна Прокопьевича Кадышева — и это тоже только один год.— Сегодня, пожалуй, мы не употребляем термин «возрождение хакасской культуры» — хакасская культура заявляет о себе в полную силу. Теперь важнее сохранять и развивать, и это у нас происходит всё активнее. В самых маленьких сёлах проходят концерты, спектакли — и дети не просто приобщаются к традиционной культуре, как могли бы мы сказать об этом несколько лет назад, — нет, они уже живут в традиционной культуре, они её знают, понимают, чувствуют. Органично и ярко проходят в республике национальные праздники. Они любимы местными жителями, традиционны издавна — но и обогащаемы постоянно новыми традициями. Это происходит потому, что культура — живая, праздники меняются тоже, потому что живут, не имеют конкретной застывшей формы — и это замечательно. А уж для гостей, посетивших Хакасию в такие дни, народные праздники становятся открытием, удивлением и возможностью больше узнать о нашей земле. Красивые традиции, прекрасная земля, наше гостеприимство: европейский мир, открывший для себя Хакасию, сейчас стремится узнавать её более и более. И многие наши гости, вернувшись в родные пенаты, сравнивают нашу республику с землёй обетованной, в которой чистые реки, синие небеса, высокие горы, тучные стада, гостеприимные, красивые люди.В какой-то мере это происходит потому, что мы так позиционируем нашу землю. Она не край земли, не провинция — напротив, всё самое интересное и красивое всегда происходит у нас. Но, опять же, на одном позиционировании далеко не уедешь. Да и вообще никуда не уедешь. Любое утверждение доказывается в первую очередь делом. А то, что делают учреждения культуры, видят все. Например, многие помнят, что в ходе IV форума «Сибер Ил» в 2014 году было предложено включить курганную группу «Салбык» в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всё это время шла напряжённая работа для того, чтобы это случилось. В отношении этого объекта был направлен комплект документов для регистрации памятника в Едином государственном реестре, начата работа по созданию номинации для включения его в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Был создан план подготовки номинации, проведены выявление и определение потенциальной выдающейся ценности, оценка подлинности, целостности, сравнительный анализ. Работы было много — но и результат не заставил себя ждать.

В октябре 2015 года рабочая группа, собравшаяся в министерстве культуры России для тщательного анализа предложений субъектов Федерации, включившая в себя ведущих экспертов, аттестованных по работе с объектами всемирного наследия, подтвердила целесообразность включения курганной группы «Салбык» в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Необыкновенное волшебство

— Это серьёзный успех — и всего лишь малая толика сделанного за год в рамках сохранения и популяризации культурного наследия. Работа на самом деле проведена огромная — причём работа неблагодарная, бумажная, договорная — та, которую никто не видит и не оценит, конечно же. Но мы знаем, сколько объектов культурного наследия определятся в границах, с охранными мероприятиями, будет исследовано и обретёт необходимый статус. Скажем прямо, в этом отношении у нас был очень плодотворный год, заложивший платформу для года нынешнего.Знаковым же событием этого направления, безусловно, стало открытие центрального модуля нового музейного комплекса — зала каменных изваяний, состоявшееся в Хакасии 3 сентября 2015-го. Мы можем снова вспомнить о том, что за три дня, в течение которых зал был открыт для свободного посещения, музей посетили почти пять тысяч человек, было проведено 82 экскурсии. Всё это было видимо и осязаемо.И вновь многим казалось, что каменные скульптуры переместились на новое место жительства по мановению волшебной палочки. И только работники музея во главе с Андреем Готлибом знают, какого неимоверного напряжения потребовала перевозка коллекции каменных изваяний. И не простой коллекции — гордости Хакасии, части золотого фонда историко-культурного наследия Российской Федерации и мировой культуры. Нужно было перевезти 93 каменных изваяний и плит с рисунками, причём вес некоторых из них — практически пять тонн. Тяжёлая работа и огромная ответственность. Добавим, что для извлечения, перевозки и установки в новом здании были разработаны специальные конструкции. Все работы проводились под строгим наблюдением и контролем со стороны министерства культуры Хакасии и дирекции Хакасского национального краеведческого музея. — У нас это получилось! И участники V международного форума «Сибер Ил», хозяева и многочисленные гости, просто жители Хакасии смогли оценить великолепие замысла. Решение главы республики Виктора Зимина открыть зал каменных изваяний в рамках форума было стратегически важным и точным. Мы сумели привлечь внимание к строительству комплекса, к необходимости завершения работ даже в сложный период кризиса. Результат был представлен зримо, и все персоны, от которых зависело финансирование будущих работ, смогли сделать свои выводы. А для жителей и гостей Хакасии это стало настоящим подарком.Много восторженных отзывов собрали в те дни и экспозиция в зале каменных изваяний, и сам музейно-культурный комплекс, который ещё шесть лет назад был мечтой. Трудно поверить, но ещё во время I форума «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» мы устанавливали коновязь на пустыре, где планировалось его строительство. А в конце этого года строительные работы будут завершены. И далее нам необходимо будет сделать музей таким, о котором мы говорили и мечтали, — современным, ярким, интерактивным — самым лучшим. Это сложная работа, ведь сегодня музей — это не экспозиции под стеклом, это живой организм, который должен производить максимальное воздействие на посетителей. Казалось бы, с нашими уникальными археологическими и этнографическими экспонатами, художественными и иными коллекциями нам не о чём беспокоиться. Однако музейщики прекрасно поймут меня — сегодня для самого прекрасного экспоната, как и для самого неказистого, но безусловно важного с исторической точки зрения, важна подача. Именно поэтому мы привлекли для создания экспозиций одну из ведущих компаний, работающих в музейной сфере, ООО «Институт-медиа». Приведу к примеру несколько её значимых проектов, воплощённых в жизнь: Покровский собор (храм Василия Блаженного), Музей Отечественной войны 1812 года Государственного исторического музея, Тульский государственный музей оружия, музей Аушвиц-Биркенау (Польша), Колокольня Ивана Великого (музеи Московского Кремля) и многие другие.Эта компания пришла к нам не просто так. Был проведён творческий конкурс проектов по разработке эскизного сценария, включающего в себя сценарий всех экспозиций музея, рекреационных зон, лестничных пролётов и входных групп. На участие в конкурсе было подано семь заявок, на сам же конкурс было подано пять пакетов документов. Кстати, министерство культуры правомочно проводить любой творческий конкурс — и этот конкурс также был творческим и не имел под собой коммерческой основы. В ходе его нам важнее всего было определить организацию, которая сможет профессионально, грамотно и современно представить коллекции хакасских экспонатов со свойственной им спецификой. Все участники конкурса представили материалы, соответствующие требованиям конкурса: пояснительную записку, в которой отражены заложенные идеи, проектные и технические решения, используемые материалы, а также материалы визуализации — масштабные эскизы в графике и цвете. Конкурс проводился в условиях предельной транспарентности.Заседание комиссии состоялось 22 декабря 2015 года, и в результате активного обсуждения (кстати, в её работе принимал участие Михаил Гнедовский, член правления Европейского музейного форума, ведущий аналитик Московского центра музейного развития) и открытого голосования единогласно проект «Музей ноосферы» московского ООО «Институт-медиа» был признан лучшим эскизным сценарием.В начале марта представители «Институт-медиа» начнут работу в Хакасии. Мы обязательно организуем встречи с ними журналистов Хакасии. Уверена, им пойдёт на пользу общение с профессионалами, которые могут приоткрыть для несведущих секреты концептуализации музейного проектирования, рассказать о предстоящей работе предельно откровенно. Равно как и о так называемой «смете проекта». Дело в том, что любая фирма на конкурс предлагает смету на художественный проект. Все фирмы, принимавшие участие в конкурсе, определились в примерно равных суммах, поэтому сравнивать их таким образом неэтично. В то же время ни одна фирма никогда не может дать точного ответа, сколько будет стоить именно экспозиция, — профессионалы знают, что это просчитать нереально — в работе всегда возникает множество разных вопросов, с помощью которых смета может стать дешевле или же, наоборот, дороже. Опять же заказчик всегда может корректировать суммы, не забывая о значимости поставленных задач, главная из которых — и мы все это знаем прекрасно — создать лучший музей и по форме (а форма хороша, и архитектору республика благодарна за этот проект), и по содержанию. Сейчас ведётся большая работа, приходится решать много задач.

Но главное уже случилось — благодаря волевому решению Виктора Михайловича Зимина, сумевшего заинтересовать федеральный центр идеей строительства в Хакасии уникального комплекса, то, о чём мечтали жители республики более полувека, обрело свою реализацию — у нас появилось новое здание музея. И не просто музея, а современного архитектурного комплекса, равного которому нет от Урала и далее, до Тихого океана. Конечно, этим можно и нужно гордиться.

Рядовые профессии, курьеры чуда

Но министр культуры Светлана Окольникова также хорошо знает, что мало гордиться достижениями — нужно гордиться людьми, которые работают рядом, теми самыми, что воплощают в жизнь идеи, доносят их непосредственно до нас с вами — до зрителей. Этакие курьеры чуда — артисты и режиссёры, певцы и композиторы, музейные работники и библиотекари, музыканты и художники. Благодаря их таланту и самоотверженному труду происходит очень многое. Профессионалы своего дела, они ежедневно отдают своё творчество обществу. Зачастую не требуя благодарности — просто не могут без этого.— Но мы не можем быть неблагодарными, ведь развитие профессионального искусства — один из важнейших приоритетов государственной культурной политики. Состояние профессионального искусства — индикатор уровня развития культуры в регионе. Мы комплексно занимаемся поддержкой профессионального искусства, предусматривая целевые средства в республиканской программе «Культура Республики Хакасия» на постановки новых спектаклей и концертных программ, организацию республиканских и межрегиональных гастролей, реализацию различных творческих проектов, укрепление материально-технической базы учреждений профессионального искусства, социальную поддержку творческих работников. Эта поддержка позволяет нашим профессиональным коллективам набирать обороты даже в сложные годы. Например, в прошлом году театрами республики выпущен 31 новый спектакль, а пять постановок капитально восстановлены, Хакасской республиканской филармонией подготовлено 18 новых концертных программ. Замечу ещё, что спектакли наших театров привлекают пристальный интерес театральных критиков из столицы, имеют большой зрительский резонанс. Например, спектакль, поставленный в театре «Читiген» приглашённым режиссёром из Якутии Сергеем Потаповым «Сумасшедший Муклай», всегда собирает аншлаг. Органичная работа главных героев пьесы, простая и яркая сценография не оставляют равнодушных. То же самое можно сказать о постановке «Алып Пил Таран», которую в Хакасском драматическом театре по пьесе Михаила Кильчичакова осуществил режиссёр Баатр Колаев. Эти спектакли привлекают критиков отнюдь не экзотикой — это профессиональные постановки, претендующие на определённое место на олимпе российских театральных конкурсов. Театр «Читiген», кстати, в прошлом году принимал участие во внеконкурсной программе всероссийского фестиваля «Золотая маска». Столичный зритель с восторгом принял постановку Хакасского театра драмы и этнической музыки «Ахол», красочно рассказавшую историю народного хайджи и воина, а чуть ранее Русский республиканский драматический театр с драмой «Русский и литература» также принимал участие во внеконкурсной программе этого фестиваля «Новая пьеса», в которую вошли наиболее актуальные и знаковые спектакли российских театров.Не покривлю душой, если скажу, что наши профессиональные коллективы постоянно находятся в центре культурных процессов, демонстрируя свои достижения в культурных мероприятиях российского и международного уровней. Это наша общая заслуга и предмет гордости. Сегодня мы говорим спасибо фольклорной группе ансамбля песни и танца «Улгер» и хореографического ансамбля «Кун Сузы» — со своим уникальным проектом хай-балета «Золотая кукушка» они покорили Италию на фестивале «Летний сад искусств в Бари» и вот в феврале вновь произвели фурор в Венеции.Не менее ярко было представлено самобытное искусство Хакасии на фестивале российского искусства в Каннах. Уже в пятый раз хакасские коллективы приглашают на это престижное мероприятие, где мы стремимся представить всю многогранность культуры Хакасии. В августе 2015 года успешно прошли выступления на этом фестивале театра моды «Алтыр» Центра культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева, молодой талантливой актрисы Хакасского национального драматического театра Юлии Тинниковой. Высочайшую оценку взыскательной французской публики на фестивале в Каннах получил спектакль Хакасского национального театра кукол «Сказка» «Собачий блюз» режиссёра Данилы Чернова. С успехом прошёл показ этого спектакля и на фестивале в Королевстве Монако.А ещё были международный фестиваль новой музыки «Европа-Азия», гастроли по России, участие в проекте народной артистки России Надежды Бабкиной, в I фестивале «Хоомей в Центре Азии», фестивали в Крыму и Якутии.А ещё…

Перечень творческих проектов, ставших успешными для наших профессиональных актёров, можно продолжать и продолжать. Минувший год на самом деле прошёл ярко и насыщенно.

Интрига года

Но не менее интересное время наступает и сейчас. Конечно, хочется, очень хочется сохранить интригу. Скажу лишь, что нас ждёт множество интереснейших, как обычно, эксклюзивных проектов. Например, фестиваль сувенирной продукции, представляющий всю территорию Российской Федерации от Тихого океана до Балтики, который соберёт образцы декоративно-прикладного искусства, предоставленные крупными музеями на территории две тысячи квадратных метров! Представили?

Если честно, то мне интересно уже сейчас. Но не будем торопить события. Наступит день, когда мы сможем увидеть это воочию. Увидеть, выдохнуть от восторга и вновь в который раз уже понять, как это здорово — гордиться своей республикой…

Елена АБУМОВА

Похожие записи