В школах Хакасии Год литературы ознаменован реализацией проекта «Писатели Хакасии — детям». Проект организован Хакасским институтом развития образования и повышения квалификации и Союзом писателей Хакасии.

Следует отметить, что исследовательская работа по изучению творчества писателей Хакасии в гимназии Абакана ведётся не один год. К примеру, здесь успешно реализуется проект «Послушайте!..» в рамках направления «Литературное краеведение». Литературное краеведение стимулирует интерес к изучению своей истории, культуры, акцентирует внимание на современных реалиях (интересные люди и события), в рамках проекта поощряются литературные опыты, отражающие взгляды подростков на окружающий мир. На апрельских литературных гостиных, проводимых при поддержке Союза писателей Хакасии, подводятся итоги этой деятельности.Название проекта — «Послушайте!..» — многозначно: с одной стороны, учащиеся в ходе встреч с гостями литературных гостиных слушают известных людей из мира культуры, с другой стороны, могут высказаться, выразить собственное мнение и имеют возможность быть услышанными. Особо ценно то, что все участники литературных гостиных общаются на равных, а любая точка зрения уникальна и имеет право на рассмотрение.В ходе работы над проектом сложился определённый ритм работы. Под руководством учителя выбирается для изучения творчество заинтересовавшего подростка местного писателя. Составляется список произведений, обязательных для прочтения каждым участником проекта. После знакомства с указанными художественными произведениями размышления юных читателей по поводу прочитанного оформляются в специальные «Дневники чтения».Проводится и урок внеклассного чтения, на котором в центре внимания — анализ художественных текстов в сочетании с информацией биографического характера. Возможные формы данного урока как традиционные (практические занятия, семинары, лекции, беседы), так и нетрадиционные — музейный калейдоскоп, устный журнал, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другое. По итогам урока внеклассного чтения учащиеся составляют вопросы, которые они хотели бы адресовать конкретному автору произведения или его представителю. За время существования этого проекта удалось провести литературные гостиные, посвящённые биографии и раннему творчеству Генриха Батца, а также творческие встречи с Юрием Черчинским, Ольгой Кноблох и другими. Совместная творческая деятельность с Союзом писателей республики позволила расширить границы проекта «Послушайте!..». В рамках его реализации особо доверительное, творческое сотрудничество сложилось с Юрием Анатольевичем Ивановым, заместителем председателя правления Союза писателей Хакасии. Поэтому не случайно с конца октября прошлого года Абаканская гимназия становится пилотным учебным заведением в реализации проекта «Рюкзачок книг писателей Хакасии для чтения детям». Цель его — повышение читательской активности школьников, расширение их кругозора, формирование литературного вкуса — на основе духовных и исторических ценностей хакасской, русской культуры и культуры других народов Хакасии. Гимназический «рюкзачок» заинтересовал в первую очередь тем, что он был составлен, учитывая наличие нужных книг в библиотеках республики, а также на основе анализа художественных текстов и методических рекомендаций по организации чтения произведений, вошедших в перечень «Рюкзачка книг писателей Хакасии для чтения детям».В ноябре-декабре 2014 года шла масштабная работа по формированию читательских предпочтений учащихся. В первую очередь командой педагогов-литераторов, работающих в 6 — 9-х классах, было организовано активное чтение произведений из «рюкзачка». Было выявлено, что наибольшей популярностью пользуются произведения, в основе сюжета которых — жизнь подростков (например, Ю. Черчинский «Штормовой прогноз для капитанов», «Крылатый рыцарь»). Также гимназисты проявляют несомненный интерес к художественным произведениям, отражающим так или иначе историю, фольклор, культуру Хакасии (например, Ю. Черчинский «Ханский посох», П. Трояков «Сказания и легенды хакасов»). А ещё участники проекта показали, что способны чувствовать и понимать лирику (Ю. Иванов «Любовь — это музыка», Л. Катаева «Цветы живого огня»).Следующим этапом проекта «Писатели Хакасии — детям» в гимназии стала система уроков внеклассного чтения. Таких, как обзор произведений по проекту «рюкзачок» на уроках литературы в 6 — 7-х классах (Вера Швецова, Снежана Иптышева) и занятий по той же теме во внеурочной деятельности 9-го класса (Нина Купавская).К проекту подключилась учитель музыки Кристина Нербышева, которая провела уроки: «Музыкальная интонация» во 2-х классах и «Какими бывают музыкальные интонации» в 3-х классах (на примере детских песен на слова Ю. Иванова).Во второй половине 2014/15 учебного года в рамках проекта «Рюкзачок книг писателей Хакасии для чтения детям» гимназисты также принимали участие в выставке рисунков по произведениям писателей Хакасии. Прошёл школьный этап всероссийского конкурса «Живая классика» (отрывки из произведения Г. Батца «Демка»), республиканский конкурс видеоклипов «Я — режиссёр страниц книг писателей Хакасии» (Наталья Понасенко, 7 «Б» — 3-е место). А также первый межрегиональный литературный фестиваль-конкурс, посвящённый Году литературы и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (номинация «Конкурс чтецов»).Безусловно, проект «Рюкзачок книг писателей Хакасии для чтения детям» обогащает духовный мир школьников, способствует развитию их творческих способностей, несёт океан познания и позитива. Поэтому хочется надеяться, что проект не ограничится только Годом литературы.

Снежана ИПТЫШЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии Абакана

Похожие записи