Многие скептики до сих пор уверены, что профессия водителя должна быть для женщины недоступной. Тем не менее представительницы прекрасного пола уже давно стали полноправными участниками дорожного движения.
Вот уже 25 лет жительница Абакана Валентина Маслова водит троллейбус и из окна этого внушительного транспорта наблюдает, как меняется город.

В 5.30, когда большая часть нашего населения ещё мирно спит, водители троллейбусов стоят в очереди в диспетчерской, чтобы получить путевой лист. В нём указаны время начала и конца смены. Сегодня у Валентины Масловой пятый маршрут, выезд из парка в 6 часов, а возвращение в 19. Постучав по колёсам и придирчиво осмотрев кузов, наша героиня отправляется в рейс. Впрочем, перед этим есть ещё одна обязательная процедура для женщины — прихорошиться перед зеркалом. Как-никак по городу едешь, люди смотреть будут.— Если человек спешит к троллейбусу, я всегда его подожду. Постоянных пассажиров уже знаю в лицо, со всеми стараюсь здороваться. На «пятёрке» ездит много пенсионеров, они медленно заходят, не спеша выходят, потому требуется большое внимание, — говорит Валентина Васильевна. — Случается, пассажиры благодарят меня, это очень приятно. В сложных ситуациях люди тоже относятся с пониманием. Так, однажды мужчине стало плохо в салоне. Пока вызывали скорую помощь, троллейбус стоял, а пассажиры говорили: «Ничего, дело понятное, мы подождём сколько нужно». Бывают и другие ситуации. Например, когда пьяному человеку приходится объяснять, что он не в такси едет, что это общественный транспорт, у которого определённые места остановок…Каждый день она перевозит сотни пассажиров, часами ловко крутит баранку и при необходимости может починить своего «железного коня». Она работает и устаёт наравне с мужчинами — и в то же время получает удовольствие от своей работы.— Любовь к транспорту у меня с детства. В семье нас четыре сестры, и я у папы всегда была «сыном», — вспоминает Валентина Васильевна. — Сначала научилась кататься на велосипеде, к школе освоила мопед, а позже гоняла на мотоцикле. Даже автомобиль с мужем по очереди водим.А ещё Валентина Васильевна — молодая бабушка, у неё трое внуков. Когда они едут в троллейбусе, то полны гордости: бабушка за рулём!— Мне нравится работать для людей, ощущать свою востребованность. Вот только хотелось бы, чтобы на дорогах было больше уважения к общественному транспорту. От остановки сложно отъехать, водители не пропускают. Про наших коллег-маршрутчиков скажу одно: они беспредельщики. Мешают нам на дороге, регулярно создавая аварийные ситуации. Всё, что можно нарушить, они нарушают.Ежедневно из троллейбусного депо на линию выходят 16 троллейбусов. И в большинстве управляют ими женщины.— Может, кто-то подумает, что мы берём на работу женщин потому, что мужчины не желают к нам идти. Многих удивлю, сказав, что сегодня мы не испытываем нехватки в водительских кадрах, — говорит Татьяна Жгунова, исполняющая обязанности начальника службы эксплуатации троллейбусного управления. И спешит поздравить своих коллег с наступающим 8 Марта!

Мария БАНЬКОВА

Похожие записи