Под занавес 2017 года состоялось заседание межконфессионального консультативного совета при правительстве Республики Хакасия.

Основная тема заседания под председательством исполняющего обязанности заместителя главы Хакасии Владимира Крафта звучала так: «О реализации исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Республики Хакасия Соглашения об основных направлениях взаимодействия, подписанного патриархом Московским и всея Руси и полномочным представителем президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе 24 августа 2013 года». Говоря проще и короче, задачи Церкви и профильных государственных структур совпадают в самом основном — в воспитании духовно-нравственного человека (понятно, что с разными акцентами).И потому своего рода годовые отчёты заместителей министров национальной и территориальной политики, образования и науки, культуры республики (Нины Челтыгмашевой, Юрия Сагалакова и Ларисы Киштеевой) строились на фактах и значимости множества такого рода воспитательных, культурных и образовательных мероприятий. (Перечислять их не представляется возможным, ведь практически обо всех писала газета «Хакасия». Это и национальные праздники, и военно-патриотические, и социальные акции… На самом деле — работа значительная). Были и мероприятия, напрямую связанные с Православной церковью: Свято-Иннокентьевские чтения, Рождественские концерты, даже спортивные соревнования под эгидой местной епархии — тоже на слуху. Соглашение подписано пока только с патриархатом, хотя в Сибири и Хакасии много других религиозных конфессий, но это уже другой вопрос (и «количественный» в том числе).И, по большому счёту, не официальные соглашения — главное, а цели и задачи, которые, повторю, у конфессий практически не разнятся, и многое можно решить как в рамках дискуссий, так и в прямых обращениях в тот же консультативный совет. Возникла потребность, к примеру, у татар Черногорска иметь свою мечеть — построили. Как и синагогу для евреев в Абакане. А вот цифра, которая, прямо скажем, впечатляет: в нашей республике 106 наций и народностей. И сохранять культуру и самобытность каждого этноса так же необходимо, как знать своих родителей. К примеру, многие хакасские роды знают своих предков до восьмого и далее колена. А что бывает, пользуясь русской поговоркой, с Иванами, не помнящими родства, известно (таких людей легко превратить в послушных роботов, и не только…) Это ни в коей мере не означает изоляцию народностей, ведь в основе национальных религий и культур — нравственность и честность.Представляется и целесообразным предложение Владимира Крафта «содействовать вузам в подготовке студентов в области теологии». Не священников готовить, а хотя бы отличать божий дар от яичницы. Если не будешь ориентироваться в этих тонких вещах, то вообще с ориентацией проблемы возникнут.Есть и чисто житейские проблемы. Например, с адаптацией мигрантов. Ведь понятия «межнациональный» и «межконфессиональный» достаточно взаимопроникаемы. И то, и другое понятие рассчитано на духовный, душевный и «физический» комфорт проживания. И здесь (в плане дружбы, а значит, комфорта) хорошо зарекомендовали себя социологические опросы. Пусть они дают не картину межнациональных отношений в целом, но тенденцию, динамику — точно. Ведь у разных этносов всё-таки и менталитет наособицу, пусть даже и не в главном, а в акцентах. Например, незачем мусульманам резать на свой праздник барана посреди улицы, создавая дискомфорт другим, лучше уйти с этим делом куда-нибудь в стаечку… (Это лишь «красноречивый» пример дискомфорта, у нас в республике такого не было).

Шёл на заседании и разговор о работе муниципальных этноконфессиональных комиссий, и об изучении в школах Хакасии курса «Основы религиозных культур и светской этики». Надо сказать, звучало достаточно рекомендаций вполне практических. Ведь, как сказал, улыбаясь, но всерьёз, отец Александр (Горбатов), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Абаканской епархии: «Религия — это воссоединение с Богом, а конфессия — защита своих прав и интересов».

Татьяна ПОТАПОВА

Похожие записи