31 января и 1 февраля в Русском драматическом театре имени М.Ю. Лермонтова прошла премьера комедии по пьесе Василия Сигарева «Детектор лжи», режиссёр — Евгений Ланцов. Спектакль о большой русской любви, ревности и находчивости приятно удивил и рассмешил серьёзного абаканского зрителя.

В преддверии Рождества семейная пара Боря и Надя приглашают Гипнотизёра, но нет — не в гости! Естественно, по очень важному семейному делу, которое не терпит отлагательств… Наде во что бы то ни стало нужно выяснить, куда её муж спрятал зарплату — ведь какая «образина»: «Помнит сколько, а куда — не помнит!» После долгих уговоров Борис соглашается на сеанс гипноза, который, к удивлению самого Гипнотизёра, проходит очень удачно. Борис вспоминает, где лежат деньги, Надя их быстренько находит, а Николай Николаевич Лебедев получает за свой труд приличную сумму.— А можно я ему один вопросик задам? — азартно спрашивает Надя.Лебедев выхватывает из её рук ещё одну купюру и входит в раж… Почему бы и нет? Но его энергии хватает всего на пару минут. Судорожно выворачивая карманы и раскидывая деньги, Гипнотизёр старается побыстрей удрать от рассвирепевшей дамы, узнавшей об измене мужа… Однако профессиональный риск растёт с пробуждением Бориса, в чьей физической форме сомневаться не приходится. И чем, спрашивается, доцент мединститута заслужил такие неприятности? Спровоцировав семейный скандал, Лебедев вынужден не только слушать Надю, но и временно принять сторону Бориса и выведать, что же скрывает от него любимая «гангрена»?Артистка Галина Архипенкова создала настолько лукавый образ, что даже если некоторые зрители и сочувствовали ей в начале спектакля, к финалу это сочувствие переросло в искреннее уважение к её таланту вить верёвочки из всего, что попадётся под руку. Сочувствовать по-настоящему можно разве что Борису (арт. Денис Энгель) — ведь в сравнении с женой в глазах зрителя он — сущий младенец. Впрочем, в семейном разладе обычно виноваты оба — и женщины, хохочущие над увёртками Нади, и мужчины, прыскающие от знакомой всем фразы Бориса: «Убью я её!»Чем может «зацепить» такой спектакль, как «Детектор лжи»? Тема известная, жанр — набил оскомину. Малая сцена, скромные декорации, иллюстрирующие быт простой постсоветской семьи: полированный шифоньер, пёстрый коврик и старые кресла… Наверное, самое главное достоинство постановки — в равносильно качественной игре актёрского состава. И это требует определённых усилий — создать крепкие типические образы и на протяжении всего спектакля удивлять, смешить и просвещать зрителя в рамках заданного жанра.Галина Архипенкова лидирует в первой части комедии. В ход идут и слёзы (мало, но к месту), и крики, и жалостливые нотки, и прямые угрозы (здесь героиня не мелочится). Тут же и практические женские заботы о поездке к свекрови, и о том, как бы не повздорить с крёстной… Одним словом, артистка создала образ вполне респектабельной русской хозяюшки. Каждый её «укольчик» Гипнотизёру и мужу как наливное яблочко — сочный и искристый.Гипнотизёра в спектакле по очереди играют Александр Израэльсон и Иван Рябенко. Артисты оттолкнулись от заявленного Сигаревым образа и создали двух совершенно разных персонажей.У Александра — это слегка аутичный, замкнутый человек, давно разуверившийся в своих способностях. Он думает только о собаке (единственном живом существе в округе, по его мнению), носит дедушкину шапку и наверняка живёт по строгому расписанию, не впуская в свою жизнь посторонних людей. Он принципиален, у него есть душа, но запрятана она так далеко… Несуразная и кипучая жизнь Бориса и Нади будоражит доцента Лебедева, заставляет его выйти из своей «конуры» и начать делать людям добро, раскрыться навстречу здоровым человеческим отношениям. В его силах помирить семью, и он, осмелев, совершает этот, пусть и скромный, поступок «героя»…Гипнотизёр Ивана Рябенко — умный, модный, современный молодой человек, который в определённом круге знакомых наверняка сойдёт за этакого «знайку». Не упускает возможности Лебедев в исполнении Рябенко и пощеголять перед Надей и Борисом, но это он зря — их не проведёшь. Не помогут ни знания, ни обаяние, и на фирменное пальто им глубоко «начихать»… Здесь Лебедев «герой» с самого начала комедии, и победить он может, только сняв с себя всё наносное и таким образом очеловечившись, встав с Надей и Борисом на одну линию — линию правды, внутренней и внешней.— Мы ж всё пьём, пьём, никак напиться не можем, — ворчит жена на мужа.Но в спектакле Борис совсем не выглядит алкоголиком. Артист Денис Энгель смог создать образ бесхитростного трудяги-мужичка, каких в нашей стране миллионы. Он добр, по-своему честен, хотя иногда и привирает, но в большей степени эта ложь не что иное, как мальчишеская бравада, призванная произвести впечатление на жену. На самом деле он настолько наивен и прост, что обмануть его и ввести в заблуждение не составляет труда. Правда, если Бориса припечь, то на сдачу он не поскупится. При этом у него большое сердце, он способен любить, сочувствовать и прощать.

В спектакле есть и интересные творческие находки — режиссёр Евгений Ланцов ввёл в действие ёлочку, превратив обычную комедию в рождественскую, и придумал вместе с художником Аллой Катаевой в буквальном смысле «сияющий» финал истории и много чего ещё.

Ирина СТАНСКАЯ
Абакан

Похожие записи