Напомним читателям, что 2015-й объявлен в России Годом литературы. В нашей республике это ознаменовалось реализацией проекта «Писатели Хакасии — детям». Вот почему мы беседуем сегодня с руководителем этого проекта, научным сотрудником Хакасского института развития образования и повышения квалификации Надеждой МАМЫШЕВОЙ.

— Надежда Ананьевна, чего вы ждёте от начатого мероприятия?
— Наша главная цель заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть молодых в ранг активных читателей, поскольку именно современные школьники закладывают основы будущего страны. И важным шагом на пути продвижения и поддержки чтения в республике как раз может стать реализация проекта «Писатели Хакасии — детям», который в настоящее время осуществляется силами нашего института, Хакасского института языка, литературы и истории и местного Союза писателей. Учредителем проекта является министерство образования и науки Республики Хакасия. Сроки реализации проекта — с 18 декабря 2014 года по 30 декабря 2015-го.

— Пока ещё не совсем ясно, в чём его смысл?— В создании условий для возрождения интереса к чтению. Причём именно у школьников, поскольку здесь подразумевается обмен мнениями о прочитанном со сверстниками, писателями, преподавателями. Мы ожидаем, что в конечном итоге это поднимет рост престижности чтения как культурной ценности.

Если же говорить о самом проекте, он направлен на создание позитивной читательской среды в общеобразовательных учреждениях нашей республики. На чём основывается это действие? На повышении уровня читательской активности школьника, расширении его кругозора, формировании его читательского вкуса через приобщение к духовным и историческим ценностям хакасской и русской культуры и культуры народов Хакасии.

— В чём особенность проекта?— Прежде всего в наличии так называемых внутренних проектов, конкурсов, семинаров, которые позволят объединить усилия всех участников образовательного процесса — как учащихся, так и педагогов — в сфере продвижения и поддержки чтения в школах Хакасии. О чём идёт речь?Например, о таких конкурсах: «Я — художник-иллюстратор любимой книги», «Я — режиссёр любимых страниц книг писателей Хакасии» (конкурс видеоклипов); «Сочинения по произведениям писателей Хакасии; конкурс «Юные тахпахчи»; «Дни родной литературы».Однако наиболее значимым внутренним проектом, направленным на поддержку и развитие чтения, на продвижение лучших образцов литературы нашей республики, всё же является «Рюкзачок книг писателей Хакасии для чтения детям». Этот «Рюкзачок» составляется на основе анализа текстов, их отбора, информации о наличии нужных книг в библиотеке. А также на основе методических рекомендаций по организации чтения произведений, вошедших в перечень «Рюкзачка книг писателей Хакасии для чтения детям».Необходимая информация для успешной реализации данного проекта размещена на сайте нашего учреждения, где есть всё — от заявки на участие в республиканском проекте до рекомендованных списков книг для учащихся 1 — 11-х классов (на русском, хакасском языках).

Мероприятия проекта также подразумевают оформление стендов с книгами писателей Хакасии в библиотеках, проведение в школьных коллективах библиотечных, классных часов, творческих встреч с писателями. Что ещё выгодно отличает проект «Рюкзачок книг писателей Хакасии для чтения детям» — это его мобильность, динамичность и передвижной характер.

— Это означает…— Что «Рюкзачок» уже побывал в десяти общеобразовательных организациях Абакана, Аскизского, Бейского, Ширинского, Орджоникидзевского районов, где в общей сложности учатся 1450 школьников. Ну, а старт «Рюкзачка», повторю, состоялся 19 декабря 2014 года в Хакасской национальной гимназии имени Н.Ф. Катанова. На пресс-конференции, посвящённой началу реализации в школах Хакасии этого республиканского проекта, собрались писатели, учителя, классные руководители, педагоги-библиотекари, методисты и учащиеся, всего 160 человек. И как показал мониторинг круга чтения, из числа авторов произведений дети выделяют Илью Топоева, Геннадия Киче-

ева, Галину Казачинову, Евгения Толмачёва, Татьяну Казанаеву, Александра Чапрая, Моисея Баинова, Паина Саа, Юрия Черчинского, Ольгу Кноблох, Генриха Батца, Юрия Иванова, Ларису Катаеву и других.

— А что именно волнует детей школьного возраста, мониторинг показал?
— Несомненно. Одни отдают предпочтения в произведениях хакасских писателей и поэтов темам природы, любви к родине, народных традиций. Других затрагивают проблемы нравственного выбора, дружбы, любви…

— Каковы дальнейшие планы?— В рамках проекта во втором полугодии 2015-го предусмотрено проведение в школах республики дней родной литературы «Литературная карта Хакасии». Дни родной литературы включают в себя конкурсы на лучшее сочинение (эссе по произведениям писателей Хакасии), на лучшее чтение стихов, на лучшее исполнение песен на основе книг, аудио-, видеоматериалов. Кроме этого — творческие встречи с писателями Хакасии, поэтические школы юных тахпахчи, театральные кружки, читательские клубы, семейные чтения, литературные салоны, литературные гостиные, поэтические кафе. 

Здесь же — выпуск электронного сборника критических статей, очерков о творчестве членов Союза писателей Хакасии, подготовка перечня книг писателей республики, рекомендуемых для перевода с русского языка на хакасский и с хакасского языка на русский и так далее.

— И что в итоге это даёт?— Участие школьников в проекте позволяет расширить круг их читательских предпочтений, пробудить интерес к классической и современной литературе Хакасии, способствует формированию современного читающего школьника, знающего не только произведения русской, зарубежной литературы, но и художественное наследие и творчество современных писателей республики.Принимая участие в конкурсах, школьник выступает в роли творца-соавтора. То есть художника-иллюстратора, режиссёра, сценариста, критика и интерпретатора, сочинителя малого жанра хакасского фольклора — тахпахов. Творческие встречи с писателями Хакасии, совместное обсуждение книг повышают качество чтения, служат обогащению читательского опыта школьников, их приобщению к духовному наследию и наследованию произведений писателей малой родины — Хакасии. Лишь такая комплексная работа может изменить отношение в детско-юношеской среде к книжной и читательской культуре…

Беседовал Юрий АБУМОВ

Похожие записи