Лошади — великие труженики тыла и солдаты Великой Отечественной. О фронтовых лошадях сказано немало и в прозе, и в стихах, память о них увековечена и в золоте, и в бронзе. Не меньшего уважения заслуживают и те, кто растил их и готовил для фронта.

В первую годовщину Великой Победы труженикам тыла вручили юбилейные медали «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941 — 1945 гг.». Такой чести были удостоены и 123 жителя Конезавода. Мало кто теперь знает, что так называлось село Первомайское Боградского района.

На плечи жителей Конезавода легли тяготы военного и послевоенного лихолетья. Вернёмся в то суровое время, когда беспрекословно выполнялось указание властей о непрерывной поставке лошадей на фронт. Запись в протоколе заседания Боградского бюро райкома партии за сентябрь 1941 года гласит: «… лошади и впредь будут браться в РККА*, а работу будут выполнять коровы и волы, их надо обучать». Хакасия поставляла на фронт не только тягловых лошадей, но и верховых. Конный завод № 42, который на первых порах назывался Батенёвским, затем именем Будённого, был единственным в Красноярском крае заводом верхового направления.Лошади, как и солдаты, перед отправкой в армию проходили комиссию, участвовали в испытаниях. Об испытаниях, проходивших в сентябре 1942 года, сообщалось в газете «Советская Хакассия»: «Лучшие породистые лошади Красноярского края участвуют в скаковых и рысистых испытаниях этой осенью… Среди питомцев Государственного конезавода № 42 выделяется скаковая лошадь Амазонка, имеющая рекордную скорость для высококровных лошадей Сибири: она пробегает 1200 метров за 1 мин. 17 сек. С ней спорит чистокровный жеребец Прутик, сын основного производителя конезавода, который 1600 метров проходит за 1 мин. 30 сек. Эти рекордисты являются гордостью воспитавших их тренера-зоотехника К.Д. Мурзина…».Рекордистов оставляли на конном заводе для племенной работы, а других, выносливых и хорошо подготовленных, отправляли в кавалерийские войска действующей армии. Об отправке лошадей на фронт помнят старожилы села Первомайское: «Приезжали люди в военной форме, объезжали лошадей, собирали их и в сопровождении табунщиков доставляли на железнодорожную станцию Шира. Здесь лошадей грузили в теплушки и эшелоном увозили на запад, туда, где шли бои».Опытных жокеев конного завода № 42 командировали собирать лошадей, попавших под бомбёжку. Об этом поведал своей дочери Валентине Николай Афанасьевич Пчельников. В 1944 году он вместе с другими работниками конезавода был отправлен в Закарпатье. В условиях военных действий приходилось спускать лошадей со скал на верёвках, затем перегонять ближе к железной дороге. Загружали их в вагоны и везли по назначению. Эшелоны снова попадали под бомбёжку, и оставшимся в живых приходилось собирать уцелевших лошадей. Жизнью рисковали и те и другие. Кавалеристы Хинганской дивизии Забайкальского военного округа в 1945 году на лошадях с тавром «42» освобождали Дальний Восток от японских самураев. Скромный памятник в форме арки с фигурами двух лошадок был установлен в юбилейном для Конезавода 1953 году, когда отмечалось 30-летие основания конного завода № 42. Событие это оставило глубокий след в памяти многих старожилов села и восстановлено по их воспоминаниям в деталях. Летом у конторы конного завода были сгружены два массивных сосновых бревна. В течение нескольких месяцев мастера-эстонцы производили огранку и обшивку брёвен. Когда была готова основа арки, к работе приступил художник. Сначала он вырезал из жести контур герба СССР, затем знамёна и звёздочку — символы воинской славы, доблести и геройства. Всё это было раскрашено и размещено в верхней, центральной части арки. На верхушке арочных столбов художник изобразил силуэты Кремлёвской башни. Художественно была оформлена и надпись: «Хакасский Государственный конный завод № 42». Своё место на арке заняли стилизованные будённовские лошадки (в армии Будённого лошадям подрезались хвосты на ладонь выше колена), вылитые из алюминия.Памятник установили в центре села у входа в сквер, который тянулся вдоль улицы Ленина. Открытие памятника запечатлено на киноплёнку. Осенью у арки велась съёмка киножурнала о буднях конного завода № 42. Для участия в съёмке были приглашены те, кто трудился в годы Великой Отечественной войны в отделении «Элита». К сожалению, рассказчикам запомнилось только несколько фамилий участников съёмки — Николай Пчельников, Александра Еремеева, Любовь Привалова, Раиса Фасхудинова. Героями киносъёмки стали и их питомцы — лошади, таврённые цифрой «42»…В 1956 году в армии была упразднена кавалерия. Конный завод № 42, утративший оборонное значение, расформировали. На его базе по указу министра сельского хозяйства образовался Боградский зерносовхоз, рождённый целиной. Шли годы. Ветшала арка. Алюминиевые лошадки перекочевали в Абакан и долгое время украшали центральный вход на ипподром со стороны улицы 40 лет Октября (ныне улица Маршала Жукова). Но и здесь долго не задержались, переехали в аал Сапогов Усть-Абаканского района. Так исчез замечательный памятник героям минувшей войны, который был визитной карточкой Конезавода, символизировал вклад его жителей в Великую Победу, отражал славное историческое прошлое села.

История села, как бег коня, продолжается. Может, вернутся на родину и лошадки.

______________
* РККА — Рабоче-крестьянская Красная Армия.

Антонина БАУС, ветеран труда, краевед Первомайское, Боградский район

Похожие записи