Что за сокровище скрывает горное святилище древнего шамана?

Тепсей — величественная двуглавая гора, расположенная на правом берегу Енисея в устье реки Туба. На протяжении тысячелетий она считалась священной. Древние народы оставили здесь многочисленные наскальные изображения и рунические надписи, в которых заключили самые сокровенные просьбы к ныне забытым божествам. Их многочисленные святилища устраивались в разных частях созданного природой каменного храма. Порою в самых укромных, труднодоступных его местах, дабы намеренно скрыть свои святыни от возможного любопытного взгляда иноплеменников. Сегодня попасть в некоторые из них может только специально подготовленный и экипированный скалолаз. Одно из таких загадочных святилищ — пожалуй, наиболее легендарное из известных — в 2014 году посетили археологи из России и Японии. Чего им это стоило и что в итоге удалось узнать, «Хакасии» рассказал участник научной экспедиции, кандидат исторических наук, руководитель сектора археологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Юрий ЕСИН.

Когда любопытство сильнее страха

— Итак, «отмеченная» гора. Отмеченная человеком, неведомым божеством? Откуда вообще появилось это название?— Это название пока не имеет однозначного объяснения. Единственное, что можно сказать определенно, оно очень древнее. Название «Тепсей» впервые упомянуто в одной из найденных на этой горе древнетюркских рунических надписей, датированных VIII — IX веками. То есть так её называли во времена расцвета государства енисейских кыргызов, пользовавшихся орхоно-енисейской рунической письменностью, открытой в XVIII веке немецким учёным и путешественником Д.Г. Мессершмидтом в Уйбатской степи в Хакасии. Древнетюркское руническое письмо, как теперь установлено, появилось в VII веке на территории Центральной Азии и использовалось до периода монгольских завоеваний. Согласно выводам Токаши Осавы в надписях, находящихся главным образом у воды, кыргызы упоминали Тепсей как священное «место переправы». В других упоминается бог Тенгри, обожествляется сам Тепсей.

— Что привело на эту гору вас и вашего коллегу профессора Токаши Осаву из университета японского города Осака? Насколько мне известно, этот учёный занимается изучением древнетюркской руники?

— Совершенно верно. Токаши — специалист в области древнетюркского языка и культуры. На Тепсей он стремился попасть давно, так как именно там находится одно из самых крупных на Среднем Енисее скоплений орхоно-енисейских надписей. Их тут около десяти, включая самую большую по количеству составляющих её знаков рунического письма — 180. Ещё и сохранившуюся, так сказать, в естественных условиях. До её открытия самые длинные рунические надписи были известны на каменных стелах Ташебинского и Уйбатского чаатасов (кладбищ енисейских кыргызов) близ города Абакана и аала Чарков, а также на знаменитой стеле Барс-бега (легендарного властителя государства енисейских кыргызов). Однако все перечисленные памятники сейчас хранятся в музеях. Оставшиеся на стелах в степи и горных писаницах рунические надписи — относительно короткие, к тому же некоторые из них плохо сохранились. В целом на сегодняшний день в бассейне реки Енисей обнаружено и прочитано около 200 рунических надписей. Токаши Осава очень хотел попасть на Тепсей и лично изучить уникальный памятник древней письменности, открытый в начале XX века Александром Васильевичем Адриановым. А так как сделать это оказалось совсем не просто, то к экспедиции подключился я.

— Как была открыта эта надпись?

— В 1904 году Адрианов исследовал места нахождения петроглифов на Среднем Енисее, фотографировал, делал эстампажи (копии на бумаге), выяснял у местных жителей, где находятся неизвестные исследователям скопления наскальных рисунков. Пастух, встреченный им у аала Мохов, на левом берегу Енисея, рассказал ему про грот на Тепсее, в котором начерчены странные, непонятные никому буквы. Александр Васильевич отправился на его поиски и вскоре действительно нашёл тот самый грот. Однако сам в него попасть не смог, поэтому исследования проводил сын Адрианова. Он срисовал надпись и даже провёл в гроте раскопки, обнаружив при этом предметы из органических материалов: кожи, дерева. Свой небольшой отчёт о сделанных находках Адрианов опубликовал в 1905 году. Причём прорисовки надписи в нём не было. Но до наших дней, к сожалению, кроме этого отчёта ничего не сохранилось — ни прорисовки, ни других артефактов. Всё сгинуло в период революции и Гражданской войны. После Адрианова учёные грот не посещали. В 80-х годах советский тюрколог Д.Д. Васильев писал в одной из своих работ о том, что грот, вероятно, разрушен, надпись в нём не сохранилась. Тем не менее, во второй раз надпись была открыта в начале «нулевых» известным археологом и тюркологом Игорем Леонидовичем Кызласовым. К большому сожалению, об этой находке появилась лишь краткая информация. Поэтому нашу экспедицию вполне можно считать очередным открытием надписи для науки.

— Недавно я беседовал с Игорем Леонидовичем. В числе прочего зашёл разговор и об этой надписи, о его рискованной вылазке в таинственный грот на Тепсее. Я задавал ему вопрос по поводу отложенной публикации и понял так, что ещё не пришло её (публикации) время. Также он рассказал свою версию перевода древней рунической надписи, гипотезу о её появлении и о том, что он навсегда запомнил спуск к гроту. Помогали ему в этом красноярские скалолазы. По словам Кызласова, до того события у него никогда прежде не было настоящего альпинистского опыта, поэтому во время путешествия ему не единожды пришлось испытать сильный страх… В вашем случае, кстати, было иначе? И где именно находится на Тепсее эта загадочная руническая надпись?

— Грот находится на высоте нескольких сотен метров на отвесном скалистом склоне горы, поэтому попасть в него без помощи опытных скалолазов и профессионального оборудования действительно нереально. Возможно, раньше и был какой-то более-менее безопасный подход к гроту, но в наши дни его попросту нет. За годы существования Красноярского водохранилища многие скальные выступы осыпались, из-за влажности камень стал хрупким, на него невозможно без опасения ни встать ногами, ни схватиться руками — он тут же крошится, осыпается.

Специально к спуску со скалы мы не готовились, не практиковались. Все было в первый раз. Особенно тяжко пришлось Токаши Осаве: он ведь работает с текстами, подобные прогулки по скалам вообще не его стезя, поэтому он набил себе синяков и ссадин. Да и я сам никогда раньше не спускался по верёвке на такой сумасшедшей высоте. Достаточно сложно доверить свою жизнь тонкой верёвке, повиснуть над пропастью, касаясь скалы ногами. Нам, конечно, помогали опытные скалолазы из Минусинска. Но всё равно было страшновато…

Подготовил Сергей АМЕЛИН

Высота Тепсея — 639 метров. Северо-восточный склон горы пологий. Крутые западный, южный и юго-восточный выходят к Тубе и Енисею, местами представляя собой практически отвесную каменную стену. Тепсей — известный археологический памятник, изучаемый уже более 160 лет. На его скальных выступах были обнаружены древние рисунки (петроглифы) — всего более 1,5 тысячи, включая древнетюркские надписи. Хронологически наскальные изображения Тепсея охватывают период от эпохи камня (V — IV тысячелетия до нашей эры) вплоть до этнографических рисунков хакасов XVIII — XIX веков. Недаром, видимо, по одной из версий название этой горы имеет значение «отмеченная».

До появления Красноярского водохранилища петроглифы занимали около шести километров енисейского склона горы и около семи километров со стороны правого берега реки Туба (от устья до села Листвягово Краснотуранского района Красноярского края). Надпойменная терраса была наполнена археологическими памятниками различных культур — от неолита до позднего Средневековья. По мнению авторитетного учёного Д.Г. Савинова, обилие и чрезвычайное разнообразие наскальных изображений позволяет предполагать существование здесь древнего сакрального центра Хакасско-Минусинской котловины.

Похожие записи