Каким человеком вырастешь — зависит от того, какие книжки ты читал в детстве. Эта известная (к сожалению, сегодня не всем) истина определяет идею и направленность всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру».

«Книгуру» — не кенгуру, но тоже с большой сумкой для детей

Вот об этой «сумке» и шёл разговор на пресс-конференции, которую провели в Абакане московские гости: Георгий Урушадзе, литератор, к тому же исполнительный директор «Книгуру», писатель и лауреат предыдущего конкурса Станислав Востоков, писатель и журналист Шамиль Идиатуллин. Кроме работников библиотек города, на встрече с большой пользой для себя побывали и журналисты, и литераторы Хакасии (последние — с дальним прицелом, а вдруг…). Сразу оговорюсь, что не мешало бы на такой разговор приглашать и учителей школ, и родителей подростков, ведь речь шла о вещах очень для них значимых.Конкурс «Книгуру» возник семь лет назад. И цель его — не только сохранить репутацию самой читающей страны, но читающей не абы что, не макулатуру, а настоящую качественную литературу. Не секрет, что издатели не хотят вкладывать деньги в неизвестных авторов. Значит, таланты надо явить миру, а уж потом издатели сами построятся в очередь, а книги найдут свою судьбу. К тому же, по словам наших гостей, надо разрушить «москвоцентричность» — очень далеко не факт, что таланты живут исключительно в столице.За восемь лет наши книжные подвижники намерены объехать всю Россию, и сегодня на их счету уже множество регионов, где они прямо-таки разносят азартную «заразу»: у местных авторов загораются глаза, а потом, как известно, «мысль тянется к перу, перо — к бумаге». Наличие литературного имени, профессия, возраст роли не играют: в конкурсе могут участвовать как маститые писатели, так и люди любых других профессий, включая новичков, от 10 до 100 лет. Как сказал Шамиль Идиатуллин:— Стоит только приехать, и большое количество региональных авторов тут же попадает в наши руки и сети. И вообще, надо быть отчаянным человеком, чтобы связаться с литературой, особенно детской…Потому что потом…— Одну и ту же книгу читают несколько редакторов, — продолжает Шамиль, — на каждого приходится по 600 — 700 произведений в год (а наши гости тоже в числе и редакторов, и экспертов). Вот так день переходит в ночь, ночь в день… Но читаем добросовестно, пристрастно, ведь боимся упустить талантливого автора!После таких вот где авгиевых конюшен, а где и перлов составляется так называемый Длинный список (нынче он включает 26 фамилий), который поступает в экспертный совет конкурса «Книгуру». А дальше 15 отобранных экспертами произведений (Короткий список) будут переданы…Внимание! Подростковому жюри, которое выберет трёх победителей голосованием на официальном сайте конкурса http://kniguru.info/. Так что и наши дети от 10 до 16 лет могут, зарегистрировавшись на сайте, определить, кому достанется волшебный пинок в настоящую качественную литературу. 26 сентября в Уфе утвердят Короткий список, затем выложат тексты на сайт.

Кстати, очень советуем почитать эти тексты учителям и родителям. Исключительно для интереса и пользы для. И вот почему.

Не сбить вкус, нюх и руку!

Повторим, сегодня издаётся масса коммерческой литературы, как говорит Георгий Урушадзе, «которая маскируется под детскую книгу, а там не книга, а жвачка». У «Книгуру» же — репутация качества. Выбор лучшего из лучших. То, что создатели конкурса обозначили коротко и ёмко: «Не сбить вкус, нюх и руку!» Как у писателей, так и у читателей. Классика — классикой, вещь, безусловно, нужная. Но ребята, которые, кстати, сами голосованием определяют лицо детской литературы, «выбирают книги пожёстче», нуждаются и в решении проблемных ситуаций дня сегодняшнего.Шамиль Идиатуллин:— И авторы всё активней осваивают текущую реальность, пробуют героев на разрыв и сжатие свежими проблемами — дети и взрослые в книгах, поступивших к нам, готовятся к ЕГЭ и накручивают посещаемость видеоблогов, выплывают из финансового кризиса, общаются с коллекторами и судебными приставами — в общем, решают актуальные задачи, подсказывая варианты читателям, что, несомненно, является важной функцией детской литературы.Достойно и очень неожиданно продолжается тема Великой Отечественной и памяти о ней — в свойственном «Книгуру» стиле, далёком от казённого ура-патриотизма. По-прежнему много текстов, которые держатся тем, ставших традиционными для конкурсного процесса и в целом детской литературы — фэнтези, сказочной фантастики, произведений о животных, школьных и «каникулярных» рассказов, драматических и юмористических повестей. Последние в этом сезоне представлены особенно широко и разнообразно — сюжеты не сводятся к шаблонным ситуациям «новичок в классе», «мальчик в лагере» и «девочка у бабушки», предлагая оригинальные повороты, в том числе взгляд с той стороны баррикады — от лица учителя, бабушки, роковой красавицы, а то и хулигана.«Но всякий раз у нас есть возможность выбрать автора, который даже на привычном, вполне обыкновенном материале, — написала в своём отзыве о конкурсантах эксперт седьмого сезона, литературный критик Мария Порядина, — умеет развернуть нестандартный сюжет с оригинальными персонажами и небанальным развитием ситуации в самом неожиданном направлении».Важна и педагогическая составляющая, говорит Станислав Востоков, но ни в коем случае не лобовая атака в виде нравоучений:— Спасибо, накушались дома у бабушки, скажут дети, или ещё «лучше» — не будем читать вообще… Книга должна воспитывать, но чем незаметней, тем эффективней.Поэтому бой у экспертов за интересную книгу разгорается вполне серьёзный — «идёт битва на подушках, мечах и калошах». Побеждает её величество объективность.— Например, — улыбается Шамиль Идиатуллин, — я не люблю фэнтези (в отличие от фантастики). Но книгу читают несколько экспертов. Пока я морщусь, говорю им, почитайте вы.Но особо морщиться в этот сезон никому не придётся: представлены все жанры — для самых привередливых экспертов. Если очень коротенько, то: Ксения Беленкова пишет о мире этики, поэтические рассказы Аллы Вельц — в духе семидесятых прошлого века («Вышли из обихода, но их так не хватает»). Неожиданная повесть о Второй мировой Анастасии Верлен, «примерно ранние Стругацкие» — это Цокто Жигмытов и Чингиз Цыбиков, «дико остроумный» Александр Киселёв, «пост-апокалипсис» Аси Кравченко, «жёсткая и бьющая наотмашь» повесть Артёма Ляховича, «дико смешная история» Светланы Лавровой «Год свирепого цыплёнка», «немного снос крыши» у Ирины Костевич и так далее (в кавычках — определения, данные нашими экспертами).Понятно, что книга сегодня находится в других конкурентных условиях (Интернет, телевидение, соцсети), поэтому, говорит Георгий Урушадзе, «нам надо быть с клыками». «Клыки» эти, кроме всего перечисленного выше, идут в ход и на встречах с детьми — в школах, библиотеках. В регион, где ребята активнее голосуют за победителей «Книгуру», «мы четыре-пять писателей привозим».— Вопросы нам задают самые разные, — смеётся Станислав Востоков, — однажды интересно так удивил Екатеринбург. Ребята там спросили, сколько зарабатывают писатели, причём с дальним прицелом: стоит ли связываться… Но, кроме шуток, отличий ребятишек одного региона от другого не вижу… Так, отвечаю на чей-то вопрос: могу ли я написать о Хакасии? Для этого мне нужно пожить у вас минимум полгода. Ловите, запирайте меня здесь, согласен. Ведь чтобы написать «Криволапыча», книжку, победившую в предыдущем сезоне, я примерно столько прожил в Финляндии.

Так за чьими «клыками» будущее? Я сейчас напишу фразу, причём большими буквами, которую между делом, как аксиому, сказали наши гости: «Кто читает книги, тот будет управлять теми, кто смотрит телевизор».

Татьяна ПОТАПОВА

Похожие записи