Копья вокруг присоединения России к Всемирной торговой организации ломали более 18 лет. Все это время наша страна оставалась единственной крупной мировой экономикой, не состоявшей в ВТО. А ведь в совокупности ее члены контролируют 97 процентов мировой торговли. Как следствие, на государства, что не входят в эту структуру, мировая элита смотрит с подозрением. Отсюда санкции, двойные стандарты и множество других деталей, неприятных для нашей экономики. Минимизировать их последствия страна получила возможность в августе, став, наконец, полноправным членом ВТО. Но получим ли мы в итоге те плюсы, которые нам обещали инициаторы присоединения России к всемирному торговому клубу? Свою точку зрения на этот вопрос излагает финансист, депутат Государственной думы от Хакасии Надежда Максимова. Кстати, перед вступлением в ВТО в стенах федерального парламента межфракционная рабочая группа вырабатывала рекомендации правительству страны по поддержке тех отраслей экономики, на которых членство в ВТО скажется негативно.

Неоспоримым плюсом вступления в ВТО, и это отмечают все сторонники дискуссии, является интеграция России в мировую экономику. Ведь основные цели деятельности этой организации — снижение барьеров в международной торговле, контроль за таможенными пошлинами и импортными квотами, что обеспечивает прежде всего стабильность внешнеторгового режима и предсказуемость правовых условий для российских компаний, отечественных и зарубежных инвесторов, то есть гарантии, что они будут работать по одинаковым правилам и у себя дома, и в других странах. А это ключевое условие для того, чтобы Россию, наконец, признали в качестве адекватного торгового и инвестиционного партнера.

Но эти правила должны и стимулировать российскую экономику через повышение конкуренции на внутреннем рынке, развитие цивилизованного бизнеса, повышение деловой активности и прозрачности бизнеса, ориентированного прежде всего на экспорт.

Появляются гарантии от дискриминации России при поиске внешних рынков, при продаже российских товаров и услуг. Сегодня российская экономика — одна из наиболее дискриминируемых в мире, против нас действует порядка ста ограничительных мер, и большая часть их связана с нашим нечленством в ВТО. Только ежегодный ущерб от антидемпинговых процедур в отношении отечественных производителей, по оценкам минэкономразвития РФ, составляет свыше четырех миллиардов долларов. И эти потери значительно превышают те, которые может понести федеральный бюджет в начале пути от снижения импортных пошлин.

Что касается интересов наших потребителей и компаний, то присоединение к ВТО — это рост качества и оптимизация цен на товары и услуги за счет развития конкуренции и применения международных стандартов. Они получат широкий доступ к огромному ассортименту товаров и услуг, возможность выбирать то, что их устраивает по цене и по качеству.

Но мы должны честно сказать соотечественникам о том, что на первых порах нашим предприятиям будет совсем не просто конкурировать с зарубежными производителями. Нашему производству придется очень быстро перестраиваться, искать новые возможности, изыскивать резервы, чтобы выпустить более конкурентоспособную и качественную продукцию.

Если говорить о рисках, то они связаны со снижением импортных пошлин — это, так сказать, плата за вход. В среднем тариф снизится примерно на 3,5 процентного пункта. Если сегодня средний тариф составляет порядка 9,5 процента, то в 2013 году это будет 7,34 процента, в 2014-м — 6,9 и в 2015 году — порядка шести процентов. Это снижение не больше, чем у других присоединившихся к ВТО стран, и оно растянуто во времени. Переходные периоды достигают пяти-семи лет — прежде всего для того, чтобы промышленные и сельскохозяйственные предприятия могли адаптироваться к этому снижению тарифов.

Компания Ernst&Young и Российская экономическая школа подготовили аналитический обзор прогнозируемых последствий вступления России во Всемирную торговую организацию. Согласно ему наибольшее сокращение производства авторы прогнозируют для трех отраслей: обработки древесины, целлюлозно-бумажного производства и производства изделий из дерева — на 6,7 процента, легкой промышленности — на 4,35 и машиностроения — 2,77 процента. Наибольший же выигрыш от вступления в ВТО прогнозируется для цветной металлургии (рост на 14,45 процента) черной металлургии (на 3,63), химического производства (рост на 2,05 процента).

В связи с этим правительство приняло и сейчас выполняет план адаптации экономики к условиям присоединения России к ВТО, работая с предложениями, подготовленными специально созданной межфракционной депутатской группой. Круг рисков очерчен. Механизм их нейтрализации понятен. Соответствующие инструменты у правительства есть.

Это — преференции отечественным поставщикам в рамках госзакупок, совершенствование системы технического регулирования, ветеринарного и фитосанитарного контроля, поддержка экспортных программ предприятий.

По условиям присоединения к ВТО мы сумели добиться сохранения государственных субсидий для промышленности и сельского хозяйства. Например, только в следующем году в село должны уйти субсидии в размере около пяти миллиардов долларов. Нет ограничений на предоставление субсидий в сфере услуг и товаропроизводителям (правда, с некоторыми исключениями). Кроме того, есть возможности увеличивать действующие ввозные пошлины в рамках наших обязательств, это касается самолетов, танков, многих других товаров. Но повышения эти будут происходить только на основе мотивированных обращений бизнеса.

Конечно же, важнейший вопрос и основная мера поддержки всех отраслей экономики, о которой говорили буквально все участники совещаний и рабочих групп, касается недоступности дешевых кредитных ресурсов. При вступлении в ВТО зарубежные производители пользуются экспортной поддержкой и ставки по кредитам у них составляют всего три-четыре процента. У нас средневзвешенная ставка за последние годы составляет
13 процентов, и, конечно, нашим предприятиям будет достаточно тяжело конкурировать в этот непростой период. Поэтому сегодня необходимо сделать все, чтобы добиться равных условий доступа к дешевым кредитам для наших товаропроизводителей, особенно для среднего бизнеса.

Есть много и других инструментов финансовой и тарифной поддержки, но их применение, безусловно, должно быть взвешенным и осторожным, чтобы не подрывать конкуренцию и не перекладывать проблемы конкретных предприятий, конкретных менеджеров на всю экономику страны и на потребителей.

Безусловно, вступление в ВТО — это не волшебная палочка, по мановению которой мы сразу же решим все наши проблемы. Но это серьезный толчок для развития всех сфер нашей экономики, для развития российского производства. А конечный результат будет в первую очередь зависеть от нас, нашей работы и от того, насколько хорошо будет выстроена система продвижения наших интересов в рамках организации. От того, наконец, насколько быстро будет принят пакет законов, связанных прежде всего с защитой и улучшением условий ведения бизнеса в сельском хозяйстве. Необходимо будет с максимальной пользой для российской экономики использовать переходный период, чтобы войти в ВТО с минимальными издержками и адаптировать все наши отрасли к работе в новых условиях. Не забывая, конечно, о том, что в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию у нас появляются не только обязанности, но и права, защищать которые должно государство.

Надежда МАКСИМОВА,

депутат Государственной думы от Республики Хакасия 

Похожие записи