В хакасском языке рядом стоящие согласные сочетаются между собой по признаку «звонкости / глухости» или по признаку «носовой согласный». Это закон ассимиляции согласных.

Например, в слове чахсы «хорошо» гласные а, ы — твёрдые, а рядом стоящие согласные х, с — глухие. Или в слове изеннер «здравствуйте» гласные и, е — мягкие, а два согласных нн — носовые.

Множественное число

В хакасском языке множественное число образуется при помощи аффиксов -лар/-лер, -тар/-тер, -нар/-нер.В соответствии с законами ассимиляции согласных и гармонии гласных (из предыдущего урока напомним суть второго закона: в любом тюркском слове могут быть или только твёрдые гласные, или только мягкие гласные, то есть соседствуют либо а, о, у, ы, либо э, и, ö, ÿ, i) аффиксы множественного числа прибавляются к основам слов следующим образом:

-лар/-лер прибавляется к основам, оканчивающимся на гласные и звонкие согласные (глас., звон. согл. + лар/лер): пала+лар «дети», кiзi+лер «люди», ай+лар «месяцы», пÿр+лер «листья»;

-тар/-тер прибавляется к основам, оканчивающимся на глухие согласные (глух. согл. + тар/тер): агас+тар «деревья», харах+тар «глаза», тic+тер «зубы», кип+тер «одежды»;
-нар/-нер прибавляется к основам, оканчивающимся на носовые согласные (м, н, ң + нар/нер): хазың+нар «берёзы», хозан+нар «зайцы», ирен+нер «мужчины», тиин+нер «белки».

Упражнения

1. Прочитайте текст. Переведите на русский язык. Если что, загляните в словарь. Найдите слова в форме множественного числа. Объясните в них проявление законов гармонии гласных и ассимиляции согласных.Пастағы сентябрь. Олғаннар школазар парчалар. Изен, школа! Изеннер, аарлығ ÿгретчiлер! Саң сыңырапча. Ÿгренҷiлер öрчiлiг классар кiрчелер.


2. Объясните в словах в форме множественного числа проявление законов гармонии гласных и ассимиляции согласных.

арғыстар — товарищи нанҷылар — друзья ööрелер — подруги чылтыстар — звёздыпулуттар — облака тигiрлер — небесанаңмырлар — дожди тубаннар — туманы


3. Образуйте формы множественного числа.

пала — ребёнок тон — шуба тÿс — соноол — парень олған — дитя айах — чашкаÿгренҷi — ученик им — лекарство ит — мясоööре — подруга аң — зверь iнек — корова


4. Составьте с данными словами предложения. Объясните в словах в форме множественного числа проявление законов гармонии гласных и ассимиляции согласных.

1) парғаннар — ушли, олғаннар — дети, чайғыда — летом, лагерьзер — в лагерь;2) хынығ — интересно, уғаа — очень, лагерьде — в лагере;

3) чуртапчалар — живут, олар — они, ынағ — дружно, анда — там.

Уроки ведёт кандидат филологических наук Инга КЫЗЛАСОВА

Похожие записи