Валентину Васильевичу Полеву, фронтовику, орденоносцу, судьба которого так похожа на множество судеб других ветеранов Великой Отечественной войны, которые на своих плечах принесли Победу, сегодня исполняется 90 лет

.

С Валентином Полевым мы хорошо знакомы. Ветеран — частый гость на многих городских и республиканских мероприятиях. Ведет активную работу по патриотическому воспитанию молодого поколения; собирает исторический материал для музея Абаканского отделения Красноярской железной дороги. Вся его жизнь связана с дорогами. Поначалу они были фронтовые, а уже потом — железные.

Фронтовые дороги. Разбитые, развороченные бомбами и снарядами, в рытвинах и колдобинах. Солдат Валентин Полев за все время войны на транспорте ехал только в госпиталь или из госпиталя опять на передовую. Доводилось иногда передвигаться на броне танка, когда его роту бросали десантом в бой. А так ногами мерил многие километры фронтовых дорог.

— Война — это прежде всего терпение. Долго идти, тяжело нести, изо всех сил толкать и вытаскивать, копать, крошить камень, долбить мерзлоту. Сутками не спать, а когда удается поспать, то на сырой земле, на снегу. Мерзнуть, превозмогать сырость, дождь, жару. Нередко сутками ждать отставшую кухню и грызть сухарь, если он есть. Под шквальным огнем идти в атаку, бежать, падать, подниматься и снова бежать навстречу победе, навстречу судьбе. Врываться в окопы, траншеи, в село, в город, огнем подавляя врага. И если ты не сражен пулей или осколком, значит, жив. — Такую краткую, но точную характеристику войне дает Валентин Васильевич.

Валентин Полев успел окончить первый курс Томского университета специального факультета баллистики, когда началась война. Окончив ускоренные курсы пехотного училища, получил первое боевое крещение под Ленинградом. Его взвод сражался отчаянно. После нескольких боев Полев завоевал непререкаемый авторитет среди своих подчиненных, несмотря на то, что был самым молодым командиром в роте.

На Курской дуге Валентин Полев уже вел в бой штурмовую роту. Со слов опытного фронтовика, задачи подразделения на первый взгляд были просты: взять с ходу населенный пункт, форсировать реку, захватить плацдарм и удержать его до прихода основных сил. Но ценой скольких жизней такие задачи выполнялись… Там же, на Курской дуге, Полев был трижды ранен. Отлеживаться не приходилось. Его подразделение нуждалось в своем командире. И все-таки, вспоминает Валентин Васильевич, было и настоящее везение. К примеру, рота получила задачу выбить врага из лесной посадки. Выдвинулись для атаки. Полев заметил, что солдат подает ему сигнал: “Ложись! Работает снайпер”. Но на войне быстро притупляется чувство опасности. Командир штурмовой роты переложил за пазуху шинели трофейный “вальтер”. Так удобней применять пистолет в рукопашной схватке. Но не успел Полев спрятать оружие, как получил мощный удар в грудь. Придя в сознание, он попытался ощупать спину, думая, что ранен навылет. Трудно было дышать, страшно болела грудь. Лейтенант Петров подполз к командиру и помог расстегнуть шинель. Оказалось, спас Валентина пистолет. Пуля снайпера, скользнув по рукояти оружия, торчала в груди командира. “В госпиталь пойдешь?” — спросил его майор Новиков. “Нет, не пойду”, — коротко ответил командир роты. Спустя несколько часов немецкая позиция была взята. Пленен был и снайпер, винтовку которого командир штурмовой роты вручил лучшему стрелку подразделения.

На этом направлении боевых действий Валентин Полев впервые познакомился с железнодорожными войсками. Его роте было приказано любой ценой захватить и удерживать полустанок, куда должны были подать платформы с бронетехникой. Взрывом повредило железнодорожное полотно. Подразделение военных железнодорожников быстро приступило к восстановлению участка, пропускная способность которого вскоре была восстановлена. Штурмовая рота Полева вела ожесточенный бой. Бойцы стояли насмерть. Об отходе не могло быть и речи. Подразделение несло большие потери. Но к железной дороге врага подпускать было нельзя. Командир оглянулся. Железнодорожники уже подали состав, груженный танками, которые как на крыльях слетали с платформ и с ходу вступали в бой. Задача была выполнена.

За годы войны Валентин Полев воевал на Волховском, Воронежском, Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. В Белоруссии старший лейтенант Полев еще раз встретился с военными железнодорожниками. Он получил приказ захватить один из участков, где, по сведениям разведки, немцы готовили к отправке железнодорожный эшелон. Бросок был стремительным. Полустанок был захвачен, а вместе с ним и более десяти пленных, среди которых был один тыловой генерал. В вагонах оказалось продовольствие. Лейтенант Полев получил приказ удерживать полустанок до прихода смены. Через сутки их сменило подразделение железнодорожных войск. Общаться долго не пришлось, но, прощаясь, капитан-железнодорожник, фамилию которого Валентин Васильевич, к сожалению, не помнит, сказал: “Лейтенант, быть тебе железнодорожником”. Улыбнувшись, командир штурмовой роты подал команду своим бойцам на выдвижение.

Главный свой бой Валентин Полев держал на реке Березине в самом начале операции “Багратион”. Полев не знал, что 22 июня 1944 года ему присвоено звание капитана. За бой на Березине Валентин Васильевич был награжден особым командирским орденом — орденом Александра Невского. Закончил воевать Валентин Полев в Бресте. После очередного тяжелого ранения был отправлен в запасной полк, который дислоцировался в городе Омске.

Война оставила свой след. Семь ранений, из них три тяжелых. Обследование показало, что по сей день три осколка не перестают напоминать о том страшном времени — времени войны. Если бы не тяжелые ранения под Брестом, Валентин Полев мог связать свою жизнь с армией. Был у него командирский талант. Но 20-летнему капитану, орденоносцу в отставке весной 1946 года пришлось думать, как жить дальше, по какой идти дороге. Пришла мысль о железной дороге. Видимо, слова капитана железнодорожных войск были пророческими.

В 1952 году Валентин Полев окончил Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта, и с тех пор вся его трудовая жизнь была связана с Красноярской железной дорогой. Прошло чуть больше десяти лет, и Валентин Васильевич был назначен на должность главного инженера Абаканского отделения. Здесь, несомненно, пригодился военный опыт руководства людьми, принятия правильного решения в экстремальной ситуации, беспрекословного выполнения приказов. А трудностей хватало. Это строительство трассы мужества Абакан — Тайшет, железнодорожной линии Междуреченск — Абакан и спасение столицы Хакасии в период большого наводнения. На этих труднейших участках подчиненные Валентина Полева бок о бок трудились с военными железнодорожниками. Он по сей день помнит их самоотверженный труд, когда в кратчайшие сроки, с хорошим качеством воины-железнодорожники выполняли поставленные задачи.

20 лет работы в должности главного инженера. Половина всей истории Абаканского отделения Красноярской железной дороги. В своей работе Валентин Полев много сил отдавал подготовке молодых кадров. Сегодня ветеран на заслуженном отдыхе. Только “отдых”, даже в свои 90 лет, для Полева — понятие весьма условное. Он член президиума республиканского совета ветеранов. Награжден орденом “За заслуги перед Хакасией”.

Так что и на пенсии Валентин Васильевич остается в строю: гвардейский капитан, кавалер ордена Александра Невского, ордена, названного именем русского полководца, великого защитника своего Отечества.

Сергей АРЕВШАТОВ

Абакан

[important title=Благодарность]Республиканский совет ветеранов и комитет ветеранов войны и военной службы горячо поздравляют видного общественного деятеля Республики Хакасия, участника Великой Отечественной войны, почетного железнодорожника России Валентина Васильевича ПОЛЕВА с 90-летием со дня рождения!

Дорогой Валентин Васильевич! Вы сегодня являетесь гордостью республики. Вы беззаветно служили и служите своему народу и Отечеству. В годы войны прошли в пехоте тысячи километров фронтовых дорог, сотни раз поднимали бойцов в атаку под шквальным огнем, артобстрелами и бомбами. Много военных наград у вас на груди, но самым главным является орден Александра Невского, которым вас наградили за командирское мужество и отвагу, за талант и находчивость при взятии и удержании высоты в начале операции “Багратион”. Низкий вам поклон за Победу!

Из 40 лет работы на Красноярской железной дороге более 20 лет вы являлись главным инженером ее Абаканского отделения. Частицы вашего сердца,

разума и души вложены в развитие и становление лучшего в сети отделения железной дороги. Спасибо вам за это!

Уйдя на заслуженный отдых, вы 20 лет возглавляли совет ветеранов войны и труда Абаканского отделения Красноярской железной дороги и уже более пяти лет руководите республиканским комитетом ветеранов войны и военной службы, работа которого при вашем участии заметно активизировалась, особенно по патриотическому воспитанию молодежи.

Желаем вам, Валентин Васильевич, крепкого здоровья, долгих лет жизни, внимания и заботы от близких и коллег, дальнейшей работы в ветеранском движении.

Президиум республиканского совета ветеранов,

президиум регионального комитета ветеранов войны и военной службы[/important]

Похожие записи