К своему десятилетию ансамбль хакасского танца «Кÿн Сузы» и фольклорная группа ансамбля «Ӱлгер» приготовили подарок для поклонников национального творчества.

Это новая концертная программа «Кёчег» («Кочевье»), которую создали художественные руководители творческих коллективов — народный артист Хакасии Кучен Ай Чарых Сайын и заслуженный работник культуры республики, балетмейстер Наталья Апуневич.Вчера вечером на сцене Хакасской республиканской филармонии состоялась премьера. Постановка, объединившая хакасские национальные песни, танцы, народные игры, свадебные обряды, спортивные состязания, элементы быта кочевников в одно красивое действо, собрала поклонников творчества «Ӱлгера» и «Кӱн Сузы».А накануне в конференц-зале министерства культуры Хакасии состоялась пресс-конференция, посвящённая юбилею этих творческих коллективов.Безусловно, «Кӱн Сузы» и «Ӱлгер» («Луч Солнца» и «Созвездие») десять лет назад очень удачно взошли на нашем небосводе, составив вместе яркий современный дуэт.Подвижники и новаторы, они по крупицам восстанавливают сохранённые в народе музыкально-танцевальные традиции, и на основе этого создают уникальные постановки, снискавшие славу не только в Хакасии. Удивлённо рукоплескала им Европа — Франция, Германия, Италия, приветствуя необыкновенный хай-балет «Алтын Кööк». Рукоплескала национальным танцам под завораживающие народные мелодии в оригинальной аранжировке, дополненным живым аккомпанементом народных инструментов, горловым пением и яркими хакасскими костюмами.— Эти коллективы могут по праву считаться нашим нацио­нальным достоянием, их постановки — одно из значимых достижений хакасского искусства, — сказала министр культуры Хакасии Татьяна Чаптыкова. — Важно, что они никогда не останавливаются на достигнутом, не ограничивают себя какими-либо рамками, постоянно ищут новое, используют современные формы подачи и этими средствами развивают традиционную культуру, соединяя прошлое, настоящее и будущее, сохраняя истоки.Действительно, «Кӱн Сузы» и «Ӱлгер», занимаясь воссозданием утраченного через изучение народных источников, проведение этнографических исследований и творческих экспериментов, модернизируют традиционные формы национальной культуры.Новая постановка — яркий пример этому. По словам Натальи Апуневич, они создавали спектакль-погружение, не только пытаясь показать традиционную народную жизнь такой, какая она есть, но и сохраняя связь времён. Идея постановки принадлежит Вячеславу Кученову, а воплощение её в жизнь началось буквально после триумфальной постановки «Алтын Кööк», когда родилась мелодия «Кочевья». Сначала это была просто песня, на которую поставили танец — позже она стала лейтмотивом нового спектакля, той серебряной нитью, на которую, словно яркие бусины, нанизывались другие мелодии, сюжеты и танцы, заигравшие, наконец, в программе «Кёчег».— «Кёчег» — наша попытка рассмотреть хакасскую культуру через призму народной жизни, погружаясь в неё, — улыбается Наталья Апуневич. — Нетрадиционная работа получилась. По сути, это просто конгломерат идей, которые рождались прямо по ходу действия. Это удивительный процесс сотворчества композитора, балетмейстера и исполнителей. Признаюсь, нам было очень интересно работать над новой постановкой. В отличие от хай-балета «Алтын Кööк», в этом спектакле нам не было необходимости как-то влиять на музыкальную линию. Напротив, мы шли от того, что нам диктовала музыка, создавая хореографические и пластические композиции, повествующие о народной жизни. Кажется, получилось и красиво, и интересно.Подтверждение этому — показ мини-версии будущего спектакля школьникам Хакасии. Дети разного возраста, от семи до шестнадцати лет, приняли постановку на ура, были в полном восторге от информативности и наглядности представления. Экспериментальный показ спектакля был проведён в Аскизе и вновь собрал восторженные отклики.

— Важно, чтобы эмоции, которые зритель получил на нашем представлении, не оставались возле раздевалки, — сказала балетмейстер ансамбля «Кӱн Сузы». — Мы хотим, чтобы они оставляли тёплый след в душе — так, чтобы на следующий день или через некоторое время человек вспомнил, как был на нашем спектакле, улыбнулся и почувствовал, как это его согрело…

Елена АБУМОВА

Похожие записи