В Белом Яре живёт музыкант, который уже много лет собирает гармошки. В необычной коллекции Василия Кудряшова около полусотни играющих экспонатов. Есть зелёные и красные, есть такие, что умещаются на ладошке, есть ещё меньше — размером со спичечный коробок, есть самодельная гармонь из сеялки…

Но меня очаровал кожаный сапожок со встроенными в подошву кнопками! Играть на таком, как оказалось, — целая наука.— Одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издаёт разные звуки. Поэтому, чтобы правильно вывести мелодию, нужно прежде всего владеть техникой игры мехами, — объясняет виртуоз.Впервые он взял в руки гармошку-хромку (подарок бабушки) в пять лет. И ни один деревенский праздник без Васи уже не обходился. В 13 пошёл в междуреченскую музыкальную школу. А после — в Абаканское музыкальное училище и Алтайский государственный институт культуры. Кажется, музыка сопровождает Василия Кудряшова всю жизнь (он даже в армии был солистом-баянистом читинского ансамбля песни и пляски «Забайкалье»).Педагог, концертмейстер, руководитель ансамблей и оркестров русских народных инструментов республики, заслуженный работник культуры России и Хакасии… В 67 лет музыкант продолжает гастролировать и приводить в восторг публику неповторимой игрой на гармони, которая и утешит, и заставит грустить, и сорвёт с места в танце. Вот и для корреспондентов «Хакасии» Василий Васильевич сыграл по очереди на всех имеющихся у него гармошках. Здорово!— Россия — самая богатая страна на разновидности гармони: саратовская, горьковская, тульская, ливенская, липецкая, вятская… Существует более 50 разновидностей. И у каждой свой голос, своё звучание, — говорит Василий Васильевич. — Многие думают, что гармонь — деревенский инструмент. На самом деле на ней можно исполнить разные по сложности произведения: от традиционных наигрышей до классических сцен.Гармошки Василию Кудряшову и дарили, и продавали. И все их мастер чинил, реставрировал, начищал кнопочки, чтобы блестели. Музыкант считает, что если гармошка играть не будет — всё, её жизнь кончилась. Так, елецкую рояльную (прабабушку аккордеона) привёз из глухой воронежской деревни, а столетнюю концертину купил у клоуна в Башкирии… Есть в коллекции своя жемчужина — старинная саратовская гармонь с колокольчиками. У инструмента мощное звучание и своя история.— На этой гармони 1905 года играл знаменитый гармонист чапаевской дивизии Семён Портнов, потом она перешла к гармонисту Василию Талаеву, который аккомпанировал Лидии Руслановой. Простую гармошку возьми, выйди в деревне — её не слышно. А эту слышно на две деревни. Она очень звонкая, — залихватски растягивая меха инструмента, говорит собеседник. — Мне её один дедушка подарил. Подошёл после концерта, пригласил в гости. Говорит: «Я был на ваших концертах, я понял, вы её освоите»…

Рассказывая мне всё это, Василий Кудряшов ненадолго умолк. Наверное, думал о тех людях, что живут на земле. Людях, которые играют, как и он, на гармони. Душу свою, сокровенные беды и радости поверяют ей, и в сердце слушателя отзывается она разноголосыми переливами.

Мария БАНЬКОВА, Абакан — Белый Яр — Абакан

Похожие записи