У матери тюрков — Белой волчицы, жившей в Саянских горах, было 133 сына. Днём они были людьми, а по ночам превращались в волков. Дети должны были вырасти благородными воинами и защищать родную землю. Но враги узнали, что у волчицы подрастает армия, и напали на них.

Тогда, чтобы защитить своё потомство, она превратила детей-волчат в бусинки и, отдав воле ветра, разбросала по свету. Там, где падали бусинки, появлялись тюрки.

Так гласит хакасская легенда. Многочисленным сказаниям и мифам адресована экспозиция «Посвящение эпосу», открытая в выставочном зале «Чылтыс» Абаканской картинной галереи.— Книги, фотографии древних рисунков и предметов, картины художников, представленные на выставке, дают ощущение монументальности, внутренней устойчивости главного сокровища историко-культурного наследия Хакасии — героического эпоса, который неизменно вдохновляет и настраивает на эпический лад музыкантов, писателей, художников, мастеров декоративного искусства, всех творческих людей, — рассказала кандидат исторических наук, искусствовед, научный сотрудник Абаканской картинной галереи Ирина Кидиекова.Если исследователи определяют время сложения эпоса III — IV веками, то есть серединой первого тысячелетия нашей эры, то археологические памятники, представленные на выставке в фотографиях и прорисовках археологов Михаила Грязнова и Леонида Кызласова, позволяют происхождение и популярность богатырских сказаний отнести к первому тысячелетию до нашей эры, к эпохе ранних кочевников. Древние художники незамысловато, но вполне достоверно передали сюжеты поединков богатырей.— В советское время эпос воспринимали как сказку. Это не сказка, — уверена руководитель Союза писателей Хакасии Альбина Курбижекова. На выставке представлена её книга героических хакасских сказаний «Сибен Арыг».— Пишу стихи, тахпахи, песни. Если я не работаю, то долго не могу уснуть, а напишу — сплю, как младенец, — признаётся Альбина Васильевна. — Было у меня однажды видение, будто на высокой сопке стоит богатырь на огромном коне с крыльями. Грива у скакуна золотая, копыта серебряные. Такое чувство, что этот мир живёт параллельно с нашим…Отчасти согласна с Альбиной Курбижековой народный мастер, член Союза художников России Валентина Тодышева. 35 лет она вручную вышивает национальные ковры.— И по ночам работала, но на удивление усталости не чувствовала. Откуда-то сверху приходят идеи. Если сфальшивишь, отступишь от заданной мысли — не идёт работа, приходится всё распарывать.Центральное место на выставке занимают картины известных художников Хакасии — Владимира Тодыкова, Ричарда Субракова, Виктора Острикова, Георгия Сагалакова, Виталия Кызласова. У каждого из них свой творческий почерк. Одни тяготеют к яркой цветовой гамме, другие рисуют, главным образом, тушью. Некоторые мастера пишут в основном пейзажи, тогда как их коллег интересует содержание хакасских сказаний, невероятно интересных.Так, живописные полотна Виктора Острикова знакомят гостей выставки с персонажами местного фольклора. Есть среди них и Алтын-Арыг — одна из самых загадочных героинь хакасского эпоса. Она чудесным образом, сама собой, родилась на вершине хребта Кирим, внутри священной Белой скалы. Причём появилась на свет сразу же в боевом облачении и вместе с волшебным конём. Богатырша с мечом в руках противостояла захватчикам, разорявшим селения. В мирное время объезжала округу дозором.Работы Георгия Сагалакова, напротив, отличает образность, потрясающие его пейзажи хакасской степи. Книгой жизни можно назвать эту степь. Кажется, лишь только тронь её каменные странички, как они заговорят и поведают тебе столько, что ты просто не сможешь не влюбиться в этот бесконечный край с застывшими стражниками — камнями на могучих курганах…

Выставка «Посвящение эпосу» продлится до 24 января.

Мария БАНЬКОВА

Похожие записи