Меломаны Хакасии смогли побывать в Московской консерватории, не выезжая за пределы региона.

12 декабря в Хакасской республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова ансамбль «Академия старинной музыки» из Москвы дал концерт «Старое и новое». На сцене встретились прошлое и будущее, музыка XV века и авангард.В первом отделении публика услышала «Фантазии» Генри Пёрселла (Англия) и «Сонату-мистерию № 1» Генриха фон Бибера (Чехия), XVII век. Музыка удивила необычным рисунком и звучанием: рваный ритм, торжественная, басовая, мрачноватая, аскетичная, изысканная.— Мне кажется, если играть одну романтическую музыку, это публике уже не так интересно. Я решила сегодня играть старинную музыку, которую вы практически никогда не услышите, — рассказала художественный руководитель и солистка ансамбля, народная артистка России Татьяна Гринденко. — Бибер — музыка церковная. Пёрселл — дворцовая, для узкого круга людей, для избранных. Однако сегодня здесь слушали просто гениально, я не ожидала.Татьяна Тихоновна активно общалась с залом. Она рассказала, что уже была в Абакане — четверть века назад:— Город был совершенно другой, маленький. Мы выступали в музучилище. Осталось впечатление, что здесь живут хорошие люди, жадные до музыки. Поэтому я очень хотела вернуться в Абакан. Здесь приятно находиться, здесь к тебе изначально хорошо относятся. Сегодняшний концерт прошёл для меня под этим знаком. Я чувствовала, что люди хотят и могут понять нашу музыку. И полюбить.Необычность звучания этой музыки объясняется тем, что исполнители играют на старинных инструментах с использованием барочных смычков. «Академия» — в числе пионеров аутентичного исполнительства старинной музыки в нашей стране.— Смычки очень отличаются от современных. Барочный смычок, которым мы играли, гораздо больше, тяжелее. Вот этот старенький изготовлен в XVI веке, — показала Татьяна Гринденко раритетные инструменты. — По-другому крепится волос, у них совершенно другой звук, более нежный, слабый.После торжественных Бибера и Пёрселла ансамбль исполнил концерт ля-минор для двух скрипок с оркестром жизнелюбивого Антонио Вивальди. И в завершение первого отделения вне программы, как контрольный выстрел в голову, — его «Грозу» из «Времён года». Такого изумительного исполнения этого произведения мне прежде слышать не доводилось. — Волосяная точность, — прокомментировала соседка, музыкант по профессии. Во втором отделении тоже звучала необычная музыка, но не из прошлого, а скорее, из будущего. Произведение Владимира Мартынова «Старик и море» можно отнести к авангарду.— Музыка написана в память режиссёра Юрия Любимова. Этот саундтрек к спектаклю — мощная вещь. Нам это играть интересно. Я приехала с безжалостной московской программой. Полонез Огинского мы вам не играли, — сказала Татьяна Гринденко.

Действительно, сложным репертуаром ансамбль выразил своё уважение к публике Абакана. Музыка требовала работы — мысли, души. В ней звучало море — огромное, с мрачными глубинами. Мы вместе со стариком радовались огромной рыбе, попавшейся на крючок, водили и изматывали её часами, испытывали горькое разочарование, когда рыбу растерзали акулы и рыбак вынес на берег только гигантский остов. Произведение необыкновенно экспрессивное.

— Мне показалось, что после Мартынова концерт надо завершить постлюдией Валентина Сильвестрова для виолончели и фортепиано, так будет уместно, — решила Татьяна Гринденко. Действительно, это была последняя успокаивающая нота.— Это концерт-открытие, редкий по красоте и изысканности, — сказала министр культуры Хакасии Татьяна Чаптыкова, вручая музыкантам цветы.Услышать его жители республики смогли благодаря прог­рамме министерства культуры России «Всероссийские филармонические сезоны».В ансамбле 12 человек. Они играют на смычковых: это — виола, альт, виолончель, скрипки, контрабас и клавесин.— Около 30 лет мы играли одним составом, но три года назад люди стали уходить по возрасту, по болезни, кто-то уехал из страны. Пришли новые музыканты. Только один человек работает столько, сколько ансамблю лет, — рассказала руководитель коллектива.В Абакан музыканты добирались трудно: из-за снегопада надолго откладывали рейс. А приехав, они около шести часов репетировали.— Зачем это профессионалам экстракласса, и так всё уже отрепетировано на сто раз?— Даже олимпийский чемпион должен постоянно тренироваться. Также и музыканты, — улыбается Татьяна Гринденко.

Тем, кто пришёл 12 декабря в филармонию на концерт «Академии старинной музыки», повезло: они получили впечатление, которое остаётся в памяти и душе навсегда.

Наша справка

Ансамбль «Академия старинной музыки» создан Татьяной Гринденко в 1982 году. С 1987 года он входит в состав Московской филармонии. За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве Татьяна Тихоновна удостоена Государственной премии России.

Людмила РАДИКЕВИЧ

Похожие записи