Нынче юбилей у заслуженной артистки Республики Хакасия Ираиды Ахпашевой.


Философия тахпаха

— Музыкальность? Это генетика, — говорит Ираида Захаровна. — Когда я пою тот или иной тахпах, я вижу степь вокруг Хызыл аала, где родилась, где мы гоняли лошадей. (Папа посадил меня на коня в шесть лет.) Душа переполняется, это чувство даётся свыше. Случится депрессия — возьмёшь чатхан, и становится легче. Реально легче! Вот что значит кровь, корни… Как-то разговорились с Женей Улугбашевым, я ему: ты «Песню гор» сочинил, значит, слышишь шум ветра, топот коней, знаешь, как пахнет трава. И — да! Даже как ты навоз чистил…
Вот я говорю, а по руке мурашки, — прислушивается к своему состоянию певица. — Представляю, как лошадь храпит, когда бежит… Ветрище, мороз! Конечно, тахпах можно исполнить классически, но… В нём самое главное — слово. Если ты понимаешь глубину смысла этого тахпаха, тогда будет изюминка — твоя собственная повзрослевшая душа. Есть ещё айтыс — там каждый импровизирует на свою мелодию. Можно сказать и так: у каждой воды своя мелодика. Сразу слышишь, кто поёт: ширинцы, таштыпцы, мелодия аскизская или тёйская, откуда родом знаменитая тахпахчи Евдокия Тыгдымаева, к примеру. Помогает инструмент, он живой! Играя, вхожу в транс, как нынче говорят, испытываю кайф… Чатхан мне подарил в своё время мастер Сергей Чарков, поклон ему за такой дар. К недавнему юбилею знаменитой Анны Васильевны Курбижековой я на её тахпахах построила целую программу «Чеектер» (цветные дорожки на сигедеках). Слава Кученов помог реализовать то, что я хотела.

…И «мужик» за фортепиано

Ираида с детства слышала песни матери, отца, бабушек и дедушек, тёток и дядей. В семье Степаниды Ивановны и Захара Александровича Поросёновых было пятеро детей. Брат Иры Саша обладал абсолютным слухом, играл на аккордеоне и гармошке. Но музыка не стала делом его жизни, однажды он сказал сестрёнке: «Я дарю тебе свой слух, учись!» С четвёртого класса Ираида училась в Топановской средней школе (понятно, что музыкальной школы в ближайшей округе не просматривалось).— Я никогда не забывала своего учителя пения Спиридона Дмитриевича Кокова. Буквально с первого урока, послушав нас, он сказал мне: «Иди-ка сюда, девочка! Поросёнова, ты любишь петь?» «Да!» — выдохнула я. Вообще все учителя очень бережно относились к нам, а мы их — любили. И любим.А однажды парторг нашей деревенской организации пригласил меня в контору, не сказал, зачем. Приехали, а там какой-то седовласый мужчина сидит за пианино. (Я уже заканчивала восьмой класс, подала документы в политехникум Абакана). Обернулся «мужик»: «Что споёшь?» «Белую берёзу», — говорю. Он заиграл, а я думаю, надо же, эту песню знает… «Мужик» оказался композитором Георгием Ивановичем Челбораковым. (Тогда по деревням искали талантливых детей, была такая программа.) Георгий Иванович как взял меня за руку, так и до последних дней своей жизни не выпускал… Интересное и трудное было время: на подготовительном отделении за два года надо было пройти курс семилетней музыкальной школы. А дальше? Окончила дирижёрско-хоровое отделение училища. О каждом педагоге можно рассказывать отдельно, с глубокой благодарностью.

— Наверное, я баловень судьбы, — смеётся Ираида Ахпашева, — но и о Кемеровском институте культуры (где заочно училась) могу сказать тоже: здорово! Да и юность… Хотя уже с маленькой дочкой на руках.

Весной — «Жарки», бабьим летом — «Алтынай»

Вся плеяда очень известных хакасских артистов (можно назвать любую фамилию и не ошибиться) родом из ансамбля «Жарки». Руководитель Сара Даниловна Словина стала этой талантливой молодёжи не только хореографом.— Я помню до сих пор, как она учила стоять на сцене, как взглянуть, поклониться с незаметной, но чёткой грацией. А как Сара Даниловна, зная стихи, создавала настроение одним лишь жестом: «Взглянуть на лес хакасский любо…» Я была хормейстером в «Жарках», вместе с Юрием Киштеевым. С мужем, Вячеславом Ахпашевым, познакомились тоже здесь, он был солистом танцевальной группы (позже — солистом ансамбля «Улгер»). Оставил яркий след и фольклорный клуб, созданный совместно с Тамарой Сагалаковой. Так началась пора активной творческой деятельности, возрождения народных инструментов.Работа же в филармонии требует либо повести о ней, либо беглого упоминания — иначе не получится. Тогда Тамара Сагалакова, по выражению Ираиды, «просто осмелилась поставить спектакль «Сказание хайджи», было множество и других «осмелилось». И всегда рядом — музыка и дружба Георгия Челборакова.Конечно, за эти годы в архиве Ираиды Ахпашевой много благодарностей и дипломов различных конкурсов. Вот уже почти пять лет — плодотворная работа в лиге хакасских женщин «Алтынай», включая концерты, гастроли. Дочки Анна и Ольга сами стали мамами. Внуки же для Ираиды Захаровны — свет в окошке.

— Старший Даниил однажды ревниво спросил: «Ты меня сразу полюбила?» Ещё бы не сразу! Он и засыпал под песню «Айдым», а младший внук — под песни из репертуара ансамбля «Айланыс»… В марте я хочу дать концерт для земляков в Ширинском районе. Пришло время и нашему поколению отдавать долги. Тогда снова дороги откроются… Материальное благосостояние — это, конечно, хорошо. Но есть нечто большее, что не даёт спать, толкает к творчеству. Значит, это надо и народу моему, — просто сказала артистка.

Татьяна ПОТАПОВА

Похожие записи