Богатейшему историко-культурному потенциалу нашей республики впору завидовать большинству других российских регионов. Науке известно более 30 тысяч памятников древней истории, находящихся на хакасской земле. Многие из них — своеобразны, некоторые — уникальны, вследствие чего к ним, образно выражаясь, никогда не зарастает туристическая тропа. Один из таких памятников, у современных любителей древностей и адептов различных мистических практик известный под названием Туимский кромлех (или “Туим-кольцо”), находится по дороге из Шира в Туим.

О нем сегодня и поговорим. Расположен недалеко от речки Туим, прямо возле автодороги, однако, если не знать точное его местоположение, то памятник можно не заметить. Из окна автомобиля он не виден, так как находится на высоте около трех метров над дорожным полотном. Кроме того, каменную конструкцию хорошо скрывает густая степная растительность. А речь идет именно о камнях, ведь “кромлех” — это круг, сооруженный из вертикально поставленных менгиров.

СПРАВКА. Кромлех — один из видов мегалитических построек времен позднего неолита и бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6 — 7 метров высотой) отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей диаметром до 100 метров. При раскопках внутри кромлехов находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику. Встречаются в Азии и Америке, но особенно много в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия). Cамые знаменитые — Стонхендж и Эйвбери в Великобритании, и Карнак во Франции. Назначение спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний.

Менгиры тут высотой от 0,6 до 1,2 метра, вкопаны в землю с интервалом в 8 — 9 метров. Диаметр образованного с их помощью круга изначально составлял 82 метра. Сейчас можно наблюдать только половину окружности. Хорошо видимая часть конструкции памятника находится в середине кромлеха. Это квадратная ограда размером 16 на 16 метров раскопанного археологами кургана, сработанная из каменных плит, углы которой также отмечены вертикально стоящими менгирами. В центральной ее части находится каменный ящик — гробница. От всех четырех углов ограды к гробнице ведут выложенные из камня диагональные линии, поэтому со стороны все сооружение в целом напоминает вложенный в круг почтовый конверт. К востоку от ограды расположены “ворота” — вход в нее, из шести вертикально вкопанных камней.

Теперь подробности об исследовании этого памятника.

Как уже упоминалось, первоначально он представлял земляной курган, имевший вид усеченной пирамиды, заключенный в кольцо из менгиров. К началу 1980-х годов при строительстве автотрассы Шира — Туим половина кромлеха была разрушена, но курган уцелел. В 1984 — 1985 годах памятник был изучен археологами Леонидом Романовичем и Игорем Леонидовичем Кызласовыми. При снятии насыпи кургана обнаружены четыре впускных погребения. В каменном ящике находилось одиночное погребение женщины — это и была основная подкурганная могила. Захоронение оказалось ограблено. В нем были найдены подвески из зубов марала, проколка, фрагмент керамического сосуда. Плиты гробницы украшали рисунки, изображающие быков. В пространстве между оградой кургана и окружавшим его кромлехом археологи нашли разрозненные кости животных, вероятнее всего, оставшихся после проведения тризн. Кызласовы датировали памятник концом каменного века (эпоха неолита — более восьми тысяч лет назад). Итоги раскопок публиковались очень кратко, поэтому многие детали неизвестны. Известно только, что впускные погребения исследователями были отнесены к той же самой археологической культуре, представители которой построили курган и окружавший его кромлех.

В одной из двух небольших заметок, посвященных “кургану у реки Туим”, археологи указали, что ось “ворот” в ограду кургана совпадает с продольной осью центрального погребения в каменной гробнице и ориентирована на восходящее солнце в день летнего солнцестояния. И предположили, что с точки зрения древних, квадратная ограда в центре кольца из менгиров могла символизировать землю, ограниченную горными хребтами со священными вершинами по углам и в центре, а круг — охватывающее землю небо.

Обосновывая такую гипотезу, Игорь Кызласов провел параллель с древнекитайской мифологией, в которой земле соответствовал квадрат, а небу — круг. И указал, что факт ориентации на астрономические значения точки горизонта вовсе не означает, что курган на реке Туим создавался для выполнения каких-то астрономических наблюдений и вычислений, подобных тем, какие предполагаются некоторыми исследователями для знаменитого Стонхенджа. “Необходимо осознавать, что кромлехи создавались не столько для выполнения астрономических наблюдений и получения новых знаний, сколько ради подтверждения прочно установленных фактов, то есть ради сохранения и передачи знаний”, — отмечал ученый.

Некоторое время курган у реки Туим считался единственным известным погребальным сооружением такой эксклюзивной для Хакасии конструкции. Более того, по схожести планировки он был признан предшественником и так называемых “херексуров” (ритуально-погребальных комплексов, широко распространившихся на территории Центральной Азии в эпоху поздней бронзы — около трех тысяч лет тому назад) и некоторых вождевых курганов Центральной и Северной Азии скифской эпохи (I тысячелетие до нашей эры). Но дальнейшие археологические исследования показали, что на территории Хакасии существуют и другие погребальные памятники, идентичные Туимскому кромлеху.

В частности, археолог Игорь Лазаретов раскопал курган у села Красный Камень в Боградском районе, вокруг которого также был сооружен кромлех из менгиров. К сожалению, почти все камни кромлеха были уничтожены в советское время при распашке степи, но то, что они там были и образовывали именно круг, — это научно установленный факт. Более того, на сегодняшний день можно считать установленной и датировку таких погребальных конструкций эпохой ранней бронзы. Если быть еще точнее, то сооружены они были не охотниками и рыболовами неолита, а представителями окуневской археологической культуры, обитавшими на территории Хакасии в конце III тысячелетия до нашей эры. По словам археолога Юрия Есина, упоминавшего Туимский кромлех в своей книге “Тайна богов древней степи”, этот памятник появился не менее четырех тысяч лет назад.

СПРАВКА. Окуневкая культура названа по местности Окунев улус в Хакасии, где в 1928 году С.А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцы были скотоводами и мастерами по обработке камня, создателями каменных изваяний и стел с загадочными антропоморфными ликами и зооморфными персонажами.

Предупреждение авторов раскопок Туимского кромлеха, считавших его образом земного мира, не делать акцент на его гипотетической связи с палеоастрономией, оказалось лишь прологом к новой реальности. Неизведанное стало главным коньком этого места. Причем в привязке к нему уже не в чести та же древнекитайская мифология, ибо сегодня в моде древнеарийские Веды.

К примеру, встреченный в прошлом году на памятнике автором этих строк “дипломированный астролог” и “космоэнергет” Андрей К. из Москвы на полном серьезе утверждал, что окуневская культура — “протобуддийская”. А Туимский кромлех не что иное как древнейшая “мандала”.

СПРАВКА. Веды — одни из древнейших религиозных и философских текстов в мире, записанные на санскрите. Mandala — санскритское слово, означающее магический круг. Геометрически — фигура, в которой круг заключен в квадрат, или квадрат в круг.

Сегодня в летний период Туимский кромлех посещают сотни туристов. Гиды рассказывают про якобы похороненную тут древнюю “волшебницу”. Шаманы проводят здесь ритуальные камлания. Что-то ворожат маги, колдуны. Особо чувствительные особы ходят гуськом друг за дружкой, впитывая в себя некие космические энергии. В то же самое время никто особо не заботится даже об элементарной чистоте “сакрального места”.

Сергей АМЕЛИН

Похожие записи