Дата диктует и тему беседы, и собеседника — уполномоченного по правам ребёнка в Республике Хакасия. Сегодня о некоторых аспектах без преувеличения глобальной проблемы рассказывает Ирина АУЛЬ.

— Не идентичны ли эти праздники — июньский День защиты детей и нынешний ноябрьский?
— В какой-то мере да, но я бы сказала, что они имеют разные акценты. 1 июня мероприятия носят в большей степени развлекательный, праздничный характер — начало лета, каникулы… Но нынче мы обратились ко всем муниципалитетам, органам исполнительной власти, чтобы во Всемирный день ребёнка провести мероприятия именно разъясняющие, информирующие, пропагандирующие законные права и интересы детей. Задействованы все общественные структуры, добровольные помощники (и в образовательных организациях тоже); напомню, у нас сформированы общественный, экспертный советы, детский общественный совет, с которым, кстати, мы 21 ноября в формате вебинара подискутируем о вопросах защиты интересов и прав ребёнка на практике. Так что один в поле не воин, и кроме аппарата уполномоченного собралась большая гвардия неравнодушных людей.

— И всё это не выросло само.
— Знаете, я практически всю республику объехала, в том числе с личными приёмами, и скажу: часто люди сами приходят с предложением о сотрудничестве. Для меня радость, что люди у нас не зачерствели, что они не могут равнодушно пройти мимо, если страдает ребёнок, нарушаются его права.

— А ситуации наверняка неоднозначные случаются?— Я бы сказала, с множеством подводных камней. Обстоятельства, когда страдают дети, самые разные. Порой чуть ли не в роли следователя приходится выступать. Совсем недавно в одном из муниципальных образований (по причинам этическим не указываю имена и адреса) ситуация случилась вроде бы банальная: конфликт между двумя учениками начальной школы. А на деле — клубок проблем — неурядицы в семье, в классе. Классный руководитель не разглядел, в чём дело, не привлёк для помощи психолога; психолог же был чрезвычайно нужен в этой ситуации. Потому что у одного из детей произошла трагедия в семье — причина всему неотработанная психологическая травма…

Или пришло заявление из далёкого посёлка, мол, учитель (и директор) чрезвычайно строгий, требует дисциплины, обязательной школьной формы и так далее. Мы приехали, да, дети на уроках… играют кто во что. Пришлось, конечно, объяснять ребятам серьёзно, что кроме прав у них есть ещё и обязанности. И требования учителя совершенно справедливы. На самом же деле оказалось, что идёт «бодание» между заявителем и директором, и они выясняют отношения за счёт детей.

— Совершенно непотребные спекуляции…— Понимаете, какое бы дело мы ни взяли, — выходим на мир взрослых, на семью, вопросы воспитания. Не устаём говорить родителям, учителям, что воспитание детей начинается с самих себя. И, повторю, даже если мы говорим об официальных правах ребёнка, темы воспитания, духовно-нравственного мира маленького человека всплывают сами собой. Здесь хочу сказать, что концептуально наша, российская модель в сфере правозащитной помощи детству отличается от западной. Там речь идёт о правах ребёнка и только — в отрыве от семьи, мира взрослых. У нас же это неотделимые понятия.Кстати, случаются ситуации, когда мы (аппарат уполномоченного) оказываемся между молотом и наковальней. Например, в одном из муниципалитетов мы встречались с большим количеством людей и получили много обращений. А через несколько дней начались «гонения» на некоторых заявителей. То есть одни кричат «Не вмешивайтесь!», а другие — «Помогите!». Но для меня компас всегда один — это ребёнок и его интересы. Встанем на его позицию — и от этого начинаем раскручивать ситуацию.

Один из недавних случаев: обратилась ко мне родственница ушедшей из жизни женщины, имевшей двоих детей. Муж предал эту женщину ещё тогда, когда она была беременна вторым. В силу того, что развод не был вовремя получен, мужчина теперь — законный отец детей. Для суда и прочих официальных инстанций родственникам теперь нужно доказывать, что он не участвовал в жизни детей, собирать множество бумаг, а нам — консультировать, оказывать правовую помощь… Да и дети ему не нужны, но там — наследство. Поэтому позиция отца: бабушки-дедушки пошли вон, ребёнок же — иди ко мне.

— Понятно, всё это говорит и о том, что большинство из нас почти ничего не знает о правах ребёнка и что следует предусмотреть во избежание трудных ситуаций.— Взять хотя бы историю, которую мы вели с самого-самого начала. В июле к нам обратилась Елена (имена изменены, как и место действия): «Спасите моего ребёнка!» В своё время она вышла замуж за уроженца мусульманской страны, но гражданина одной из европейских стран, вскоре появилась на свет их дочь. Елена не учла, что в мусульманской культуре появление другой женщины у мужа не считается изменой… Разошлись, она с дочкой уехали в Хакасию, но отец не был лишён родительских прав.Прошло несколько лет, папа не участвовал в жизни ребёнка, ничем не помогал. Но в прошлом году приехал пообщаться, и всё было нормально, а в нынешнем — обманом увёз дочку, сделав ей загранпаспорт в Москве, якобы за утерей документа, подделав подпись Елены. Позвонил: «Не ищи, девочка со мной». Спрашиваю маму: когда разводились, вы вопрос о месте жительства ребёнка ставили? Отвечает — нет. О порядке общения с отцом договаривались? Нет. Оформляли документ о запрете вывоза за рубеж, когда без согласия родителя нельзя пересечь границу? Нет.Мы несколько месяцев в буквальном смысле жили одной жизнью с Еленой. Писали и в центральный орган России, уполномоченный действовать в рамках Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, помогали в оформлении документов, мои помощники её сопровождали — короче, квалифицированная правовая поддержка была. Коллеги в моём аппарате отправляли бумаги даже ночью. Оперативно и профессионально действовали специалисты следственного управления СК России по Хакасии, куда мама обратилась тоже.

Елена пошла на рискованный шаг — поступила так же, как бывший муж: отправилась в эту европейскую страну и, выследив, забрала девочку домой. Самое главное, что в этой истории ребёнок действительно страдал. Отец по сути — чужой человек, он оставлял девочку одну в доме (что и позволило её вывезти), разрешал говорить с матерью по телефону только тогда и то, что он ей позволит. Дочка рассказала мне, что он кричал на неё, и ей было очень-очень страшно. Верховный суд Хакасии решил дело в пользу Елены (отец оспаривал, но решение устояло).

— А не станет ли отец их частным образом терроризировать?— Вполне возможно. Он уже приезжал в это село и в школе, в доме её родителей вёл себя непозволительным образом. Уверена, все жители села переживают за семью Елены. Девочка, ещё, конечно, маленькая, тем более этот конфликт причиняет ей огромный вред.

Ещё вот на чём хочу заострить внимание: с ребятами постарше, с членами нашего детского общественного совета, активистами ученического самоуправления и общественных детских организаций мы обсуждаем и будем конкретно учиться тому, как они сами могут защищать свои права. Для меня важно, чтобы дети могли формулировать своё мнение, чтобы ребята понимали: решения, касающиеся их интересов, должны приниматься с их непосредственным участием. Недавно руководитель комитета по культуре, образованию и науке Верховного Совета Хакасии Лариса Борисовна Карпова проводила заседание рабочей группы по внесению изменений в закон Республики Хакасия об уполномоченном по правам ребёнка, пригласила и актив, руководителей детского общественного совета, чтобы они увидели, как вносятся, обсуждаются инициативы, как проходит эта процедура. Ребятам было интересно, причём спрашивали и их мнение. Мы сегодня хотим, чтобы детские общественные советы были в каждом муниципальном образовании.

— Ну, коль скоро мы заговорили о таком празднике, то ваши пожелания, Ирина Евгеньевна.
— Этот день, хоть он и назван праздником, некий сигнал обществу, взрослым: чтобы мир стал лучше, мы должны больше заниматься нашими детьми. Я хочу пожелать детям стать счастливыми, в этом суть нашей земной жизни — стать счастливыми, несмотря ни на какие обстоятельства. А родителям, воспитателям — быть терпеливыми, мудрыми и любящими. И ответственными. Потому что ответ придётся держать в любом случае.

Р.S. К сведению читателей. Подробно детективная история о похищении девочки будет опубликована в одном из выпусков тематической страницы «Закон и порядок».

* * *

Всемирный день ребёнка учреждён ООН и приурочен к принятию Конвенции о правах ребёнка (1989 год), в России она вступила в силу в 1994 году. Главные задачи: выживание ребёнка в сегодняшнем мире, развитие детей, защита их от негативного влияния, участие в жизни общества.

Беседовала Татьяна ПОТАПОВА

Похожие записи