В июле 5-я отдельная железнодорожная Познанская Краснознаменная бригада отметила круглую дату — 80-летний юбилей. Срок внушительный, а потому речь сегодня пойдет о славной истории соединения.

Начало начал

5-я отдельная железнодорожная Познанская Краснознаменная бригада была сформирована в период с 10 марта по 6 июля 1932 года и вошла в состав Особого корпуса Железнодорожных войск РККА. Штаб бригады дислоцировался в Новосибирске. Другие же части находились в Челябинске, Свердловске, Акмолинске.

Главной задачей железнодорожной бригады стали реконструкция и строительство железнодорожных участков Урала и Сибири. В 1934 году личный состав строил станцию Мысовая на озере Байкал, а в 1935-м — реконструировал станцию Слюдянка.

В 1936-м железнодорожников ждала передислокация на Дальний Восток, где бригаде был определен участок строительства железнодорожной линии Манзовка — Варфоломеевка, который сыграл большую роль в разрешении китайского конфликта на озере Ханка. На Дальнем Востоке бригада находилась до начала 1941 года, после чего была передислоцирована на Западную Украину, город Збараж…

Бессмертные

Отдельно стоит подвиг железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В ту пору бригадой командовал полковник П.А. Кабанов (впоследствии начальник железнодорожных войск, Герой Социалистического Труда,

генерал-полковник). Воины железнодорожники 5-й бригады с первых минут вступили в бои Великой Отечественной.

Основной задачей частей 5-й отдельной железнодорожной бригады в то время являлось обеспечение бесперебойного движения эшелонов, демонтаж оборудования фабрик и заводов, их эвакуация, проведение заградительных работ. Помимо выполнения своих прямых обязанностей по восстановлению и заграждению железных дорог части бригады принимали непосредственное участие в боевых операциях как самостоятельно, так и в составе частей действующей армии.

Волнующей страницей боевой летописи 5-й отдельной стало участие в обороне города Фастов, где воины-железнодорожники проявили чудеса героизма, мужества и стойкости.

Используя превосходство в боевой технике и живой силе, противник теснил наши войска. Ему удалось окружить в Фастове некоторые части и подразделения железнодорожных войск. Было принято решение выводить основные силы батальонов из окружения под прикрытием двух групп обеспечения, сформированных из добровольцев. Первую группу возглавил военный комиссар 77-го батальона А.А. Галафеев, вторую — командир одного из подразделений 79-го батальона старший лейтенант Л.А. Кривец. Группа Галафеева закрепилась в здании фастовского вокзала. День и ночь воины отбивали атаки врага. На исходе были патроны и гранаты, а натиск гитлеровцев не ослабевал. 22 июля фашисты подтянули к вокзалу танки, которые начали обстрел здания. Железнодорожники дали клятву биться до последнего дыхания…

Никто не сдался. Погибли все…

Немало подвигов совершили в годы войны воины 5-й отдельной железнодорожной бригады. Например, в октябре 1941 года, когда бригада отступала, красноармеец 82-го железнодорожного батальона рядовой Магомед Караев ценой собственной жизни взорвал путепровод в городе Харькове с находившимися там живой силой и техникой противника. В послевоенный период мост был восстановлен и стал носить имя героя.

В 1943-м начинается контрнаступление советских войск. Железнодорожная бригада в ту пору находилась в районе станции Касторная, что под Воронежем. Личный состав бригады принимает участие в боевых действиях, но при этом не забывает о своих прямых обязанностях: восстанавливает железнодорожные коммуникации. А в подготовке к победоносной Курской битве заслуга железнодорожников и вовсе огромна: 77-м батальоном был восстановлен полностью разрушенный Курский железнодорожный узел.

Немецкое командование понимало, что весь Курский узел снабжает единственная железнодорожная линия Касторная — Курск, поэтому вражеская авиация бомбила линию и днем, и ночью. За два месяца на этот участок было сброшено четыре тысячи бомб. Но, несмотря на обстрелы и бомбежки, восстановление Курского железнодорожного узла велось круглые сутки.

Бригада с боями проходит Украину, Белоруссию, при этом восстанавливая то, что было разрушено немцами. Ведется большая работа для стремительного контрнаступления: разминируются пути, восстанавливаются железнодорожные узлы, линии связи, водонапорные башни. В 1944 году бригада — на рубежах Польши, с боями проходит ее. За бои южнее Варшавы бригада награждена орденом Красного Знамени.

А в апреле 1945 года за овладение городом-крепостью Познань — крупной немецкой цитадели — в числе 29 частей и соединений Красной Армии железнодорожной бригаде было присвоено почетное наименование “Познанская”.

Победу железнодорожники Познанской встретили в немецком городе Франкфурт-на-Одере. А 95-й батальон технической разведки — непосредственно в самом Берлине.

После войны

15 июня 1945 года началась передислокация частей бригады в Советский Союз с целью реконструкции и капитального строительства железных дорог. С 1945 по 1955 год основной задачей железнодорожников являлось обновление железнодорожной сети Среднего Урала. Велась напряженная и плодотворная работа по восстановлению народного хозяйства. В марте 1959 года части соединения приступили к строительству трассы Ивдель — Обь. Группе солдат и офицеров пришлось пройти через болота и непроходимую тайгу, дабы наметить будущую ось дороги. В тяжелейших условиях более чем 300-километровая трасса была построена и сдана в эксплуатацию.

В феврале — апреле 1979 года части соединения передислоцируются на юг Красноярского края: в Абакан, Черногорск, Минусинск и Аскиз. Смена места была обусловлена строительством вторых путей железнодорожной линии Абакан — Междуреченск и Абакан — Тайшет.

Части бригады за время нахождения на юге Сибири участвовали в развитии станций Мереть и Зеньково в Кузбассе, строительстве подъздных путей к Березовской ГРЭС-1 и развитии станций Дубинино и Ирбейская, производили работы по строительству новой железнодорожной линии Мереть — Средне-Сибирская из Кузбасса в Алтайский край.

В наши дни самоотверженным трудом личный состав Познанского Краснознаменного соединения вносит весомый вклад в увеличение пропускной способности железных дорог южных районов Западной и Восточной Сибири, в экономический и оборонный потенциал региона.

Монолог

Слово — командиру 5-й отдельной железнодорожной Познанской Краснознаменной бригады полковнику Алексею Королеву:

— К 80-летию соединения открыт памятник воинам 5-й отдельной железнодорожной бригады, погибшим в годы Великой Отечественной войны, в чем несомненная заслуга главы Хакасии Виктора Зимина. Со стороны правительства мы всегда ощущаем огромную поддержку. Большое за это спасибо.

Хочется выразить благодарность и председателю Верховного Совета Хакасии Владимиру Штыгашеву — он всегда с нами. Владимир Николаевич прекрасно помнит, как 33 года назад мы пришли на хакасскую землю.

За годы дислокации в Хакасии сложились теплые дружеские отношения со всеми органами власти республики и Абакана. Если от нас требуется помощь — мы всегда готовы помочь.

5-я отдельная железнодорожная Познанская Краснознаменная бригада — одна из старейших в Вооруженных силах. Поздравляю наших ветеранов с такой знаменательной датой — 80-летним юбилеем. Эти люди заслуживают глубочайшего уважения: они ковали победу в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период восстанавливали народное хозяйство, участвовали во всех стройках, связанных с железной дорогой. Большое спасибо и личному составу, который в настоящий момент проходит службу в 5-й отдельной железнодорожной бригаде.

Сергей ВЛАСОВ

Похожие записи