Если верить социологии, то ЖКХ неизменно входит в пятёрку важнейших тем, которые беспокоят наших граждан. Оплата и качество услуг, которые граждане получают за свои кровные, вызывают множество вопросов. В числе организаций, которые созданы, чтобы на вопросы эти отвечать и защищать права потребителей в сфере ЖКХ, значится и государственная жилищная инспекция.

На днях мы встретились с её руководителем Максимом Виноградовым, чтобы выяснить, когда же тема коммунальных услуг перестанет быть столь важной?

— Вопрос, конечно, интересный. Но, боюсь, что чёткого ответа на него не последует. Проблем в нашей коммунальной сфере хватает. Решаются одни, тут же возникают другие. Но в целом хочу отметить, что профессиональный уровень тех, кто работает на рынке коммунальных услуг, постоянно повышается. В этом направлении активно работаем и мы, и федеральные законодатели, которые постоянно совершенствуют нормативно-правовую базу. Но работы ещё непочатый край, это подтверждает и статистика обращений в государственную жилищную инспекцию.

— И каковы цифры?
— В 2016 году в наш адрес поступило 3354 обращения, годом ранее — 2304, а в 2014-м обращений было всего 1919.

— Из этого можно сделать вывод, что света в конце коммунального тоннеля не наблюдается…
— Не согласен с вами. Рост числа обращений связан с тем, что с определённого момента работа с гражданами в сфере ЖКХ стала приоритетом для государственных структур. Мы открыли онлайн-приёмную для подачи обращений через наш сайт, по согласованию с муниципальными властями постоянно выезжаем в районы, чтобы вести разъяснительную работу с гражданами. Регулярно организуем горячие линии на эту тему. Число публикаций, интервью и пресс-релизов, направленных в СМИ от нас, приближается к тысяче по итогам прошлого года. Вот всё это, на мой взгляд, и побуждает людей активнее обращаться к нам как к контролирующей организации в сфере ЖКХ.

— Но ведь не все обращения подтверждаются…
— Конечно. Часто людям просто нужно разъяснить, как действовать в той или иной ситуации. И мы это делаем. Но если факты нарушения законодательства, озвученные гражданином, находят подтверждение в ходе проверки, то мы выдаём предписания. А за их неисполнение серьёзно штрафуем. В прошлом году мы составили 163 административных протокола. Общая сумма начисленных штрафов — три миллиона 838 тысяч рублей.

— А лицензии на работу у управляющих компаний отбираете?— Да, если есть вопиющие нарушения. Но это редкость. В прошлом году лицензионной комиссией по мотивированному предложению жилищной инспекции было принято решение об аннулировании одной лицензии и ещё одна была прекращена по заявлению управляющей компании. Не так много с учётом того, что на рынке коммунальных услуг Хакасии работают 109 управляющих компаний. Информацию, которую они обязаны, как лицензиаты, публиковать в электронной системе ГИС ЖКХ, мы постоянно анализируем. Да и сами управляющие компании в вопросах предоставления публичной информации о своей деятельности стали более ответственными.

Вообще хочу сказать, что ГИС ЖКХ имеет очень большой потенциал развития. В перспективе всё будет настроено так, что любой гражданин, зарегистрировавший на ней личный кабинет, будет иметь возможность отслеживать все свои коммунальные платежи, получать полный перечень сведений о своей управляющей компании, конструктивные особенности многоквартирного дома, видеть, например, какие предписания со стороны ГЖИ ей выносились и выполнялись ли они. В общем, рекомендую всем потребителям коммунальных услуг внимательно этот сервис изучить и пройти регистрацию, так как его функционал будет постоянно расширяться.

— Электронные услуги добрались и до коммунальной сферы. Но это произошло благодаря серьёзному изменению федерального законодательства. А что ещё в нём поменялось в последнее время?— Наиболее значительные изменения произошли в самом конце прошлого года. Их много. Я бы выделил изменения в начислениях на содержание общего имущества, так называемые ОДН.

С нового года ОДН перестали начислять как коммунальную услугу и включили их в плату за содержание жилого помещения. Поскольку ещё в июле прошлого года рассчитывать ОДН стали по чётко установленным нормативам, то новые правила начисления не приведут к увеличению платежей для граждан. Это тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

— Но вопросы у людей возникают.
— Естественно. И главный из них в том, что при переводе ОДН из сферы коммунальных платежей в жилищные услуги люди видят, что платежи за жилищную услугу выросли, но не всегда замечают, что в коммунальных платежах они на ту же сумму уменьшились. И потребители спрашивают: «Что происходит?» На самом деле это ещё одна форма их защиты от необоснованных начислений по ОДН. Но хочу отметить важный момент. Первоначальное включение общедомовых нужд в состав жилищных услуг проведения общего собрания не потребует. Таков закон. Дальнейшее изменение тарифа на жилищные услуги, то есть средств, которые уходят управляющей компании, возможно только по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Более того, чтобы граждане лучше понимали, почему же сумма в одном месте выросла, а в другом уменьшилась, ОДН в жилищных услугах выделяется теперь отдельной строкой: по горячей и холодной воде, по электричеству.

— А кто устанавливает норматив по ОДН?
— Госкомитет по тарифам и энергетике Хакасии. Отмечу, что при всех последующих изменениях тарифа на содержание жилого помещения проведение собрания обязательно.

— Есть какие-то исключения?
— Только для домов, которые перешли на непосредственный способ управления, либо для домов, где способ управления не реализован. У них услуги по ОДН остаются, как и прежде, в пределах норматива в коммунальных услугах и в жилищные услуги не переводятся.

— Что ещё из нововведений в коммунальном законодательстве вы бы отметили? — То, что к нежилым помещениям теперь приравняли и площади в многоквартирных домах, которые используются как подземные гаражи, автостоянки и так называемые машиноместа. Но расширение нежилых площадей за их счёт происходит только если они были предусмотрены проектной документацией по дому.

В целом поставка коммунальных услуг в нежилые помещения идёт теперь только через договор с ресурсниками. Раньше плата шла через управляющие компании, теперь платить нужно напрямую. Для этого требуется с ресурсоснабжающими организациями заключать отдельный договор. Если договора нет, то объём потреблённых ресурсов фиксируется так, будто происходит их самовольное потребление, а это очень накладно.

— А что коснётся более широкого круга лиц, регулярно оплачивающих коммунальные услуги?
— Поставщики коммунальных ресурсов получили право проводить проверку счётчиков не чаще одного раза в три месяца, раньше могли делать это раз в полгода. Более того, им дано право устанавливать на счётчики специальные антимагнитые ленты, чтобы не шло банальное воровство коммунальных ресурсов. Если оно всё же будет зафиксировано, то с момента обнаружения этого факта перерасчёт потреблённых ресурсов будет производиться не за шесть месяцев, как было, а за три. Но к полученной сумме применят десятикратный повышающий коэффициент.

— То есть граждан руб­лём мотивируют не хитрить?
— Тут нужно понимать, что любая хитрость в конечном итоге — за счёт тех, кто исправно платит. Недополучили средства ресурсоснабжающие организации, не смогли модернизировать коммунальные сети, выросло количество аварий — страдают в итоге все.

— А если хитрить начинает управляющая компания?
— И такие случаи теперь прописаны в законодательстве. Если гражданину неправильно произвели начисление платы за коммунальные услуги, то к неправомерно начисленной сумме будет прибавлено 50 процентов, и эти деньги поставщик коммунальной услуги заплатит гражданину. Только хочу подчеркнуть, что в случае неправильного начисления должно быть сделано письменное обращение в управляющую компанию по этому поводу. То есть власть мотивирует обе стороны — и поставщиков, и потребителей услуг в сфере ЖКХ — добросовестно исполнять свои обязанности. А наша задача как надзорного органа — следить, чтобы процесс шёл без нарушений.

Виктор ЛЕБЕДЕВ

Похожие записи