«Какая красивая!» — это было первым, что я подумала, увидев Наталью Манулик. И уже через несколько минут беседы почувствовала, что этого слова для неё мало.

Она очень светлая какая-то, искренняя, добрая и открытая — такая, что рядом с ней тепло и радостно становится отчего-то. Может, оттого, что такие люди, которых Всевышний при рождении поцеловал, благословляя дарить радость и любовь, есть на Земле? И это так здорово……Мы встретились в фойе республиканской филармонии 20 декабря перед репетицией. Позже заслуженная артистка Хакасии, солистка знаменитого Центрального военного оркестра министерства обороны России Наталья Манулик вместе с ведущим солистом филармонии, заслуженным артистом республик Хакасия и Алтай Артуром Марлужоковым в сопровождении симфонического оркестра под управлением чудесного нашего Вячеслава Инкижекова выступили с концертной программой «Сердце на снегу», которая заслуживает особенного рассказа, потому что это тоже было здорово. …А пока в полупустом фойе мы говорили о многом. О Хакасии, куда впервые певицу привёз наставник её, известный военный дирижёр, большой друг нашей республики Валерий Халилов, о Валерии Михайловиче, о памяти и боли, о дружбе и поддержке, о надежде и вере.Мы рассматривали фотографии, где повсюду — его улыбка, где повсюду — жизнь, жизнь, жизнь! Она — такая яркая, настоящая, что понимаешь — смерти на самом деле нет. Те, кого мы любим, всегда с нами. Что бы ни произошло…25 декабря 2016 года, день, когда Ту-154 министерства обороны России, на борту которого находились 92 человека, сорвался на взлёте и упал в море, всегда будет выкрашен в цвета траура для жителей России. Основной состав ансамбля имени А.В. Александрова, его дирижёр Валерий Халилов, директор департамента министерства обороны РФ Антон Губанков, его помощник Оксана Бадрутдинова, глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, доктор Лиза, журналисты, пилоты… Выживших при крушении не было.

— Трудно поверить, что прошёл уже год. Вообще, очень трудно было не просто пережить — даже поверить в то, что произошло, — вспоминает Наталья. — Сейчас мы живём с мыслью, что он рядом, и это действительно так. Я продолжаю ощущать его помощь и поддержку. Это трудно, наверное, передать, но вот прошёл у меня концерт, и я вдруг слышу голос Валерия Михайловича: «Молодец!» Оборачиваюсь, вижу, что это совсем другой человек сказал, и голос у него другой, но ведь было же, было.

9 декабря в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялся концерт памяти Валерия Халилова. В нём приняли участие Центральный военный оркестр министерства обороны, хор ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, курсанты Военного института военных дирижёров, суворовцы Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта Валерия Халилова, Московский Синодальный хор, праздничный хор Московского Данилова монастыря. Очень много было сказано самых высоких слов.Вообще, о нём можно говорить часами, днями — это огромная величина, прекрасный человек с высокими моральными качествами, сделавший так много для популяризации военно-оркестровой музыки, будто давший ей новое рождение, его за это даже называли «последний могиканин» — он ведь 20 маршей написал, а его траурное «Адажио» всегда звучит при возложении венков к Могиле Неизвестного Солдата.Но он писал не только военную музыку — множество лирических произведений, романсов, песен принадлежит его авторству. На концерте я исполню два моих самых любимых произведения, музыку к которым написал Валерий Михайлович, — это «Лепестки жасмина» и «Багряный листопад». Первый романс — о его любви, жене Наталье Владиленовне, ей и посвящён. Я вспоминаю, как на концертах во время исполнения этого романса он садился за рояль — виртуозно владел этим инструментом, — и когда Наталья Владиленовна была в зале, я пела, соединяя их взгляды (они смотрели в этот момент только друг на друга), чтобы все окружающие могли почувствовать всю силу большой их любви, с которой они шли по жизни.Музыку он писал, кажется, всегда. Я его спросила однажды, как, из чего рождаются мелодии. Он улыбнулся, ответил: «Не знаю». Просто у него музыка постоянно звучала внутри, поэтому при себе носил карандашик постоянно, и как только выпадал момент, начинал записывать. А потом поэт Александр Савицкий писал тексты. Это был настоящий творческий союз, много песен и романсов создано в этом содружестве. И те, что будут исполняться на этом концерте, и другие, известные, «Вечный огонь», например, или «Любить всю жизнь».

Наталье трудно даются воспоминания. Взгляд её будто темнеет, уходит куда-то внутрь, но она справляется с этим — впереди репетиция и концерт. И Халилов, с которым её связывает десять лет творческой жизни, разве он учил её унынию и грусти? Конечно, нет.

— Мне было 25 лет, когда я пришла в Центральный военный оркестр, Валерий Михайлович принимал меня на работу, и моя творческая биография, мой рост, моя жизнь связаны с этим человеком.Вспоминаю, как мы впервые приехали в Хакасию, выступили на Первомайской площади Абакана, дали гастроли по республике. Именно тогда при поддержке главы Хакасии Виктора Зимина и министерства культуры я (это было для меня неожиданностью) получила звание заслуженной артистки Хакасии. Это огромная честь для меня и большая ответственность, которую я всегда стараюсь оправдать. Люблю Хакасию — это необыкновенная земля, и мне кажется, что люди живут здесь в большей гармонии с природой и самими собой, чем где-либо ещё. Они открыты всему хорошему, поэтому здесь так хорошо выступать артистам — чувствуешь великолепную поддержку зала.Эту поддержку, вернее, не поддержку даже, а настоящую связь неразрывную, смогли почувствовать все люди, пришедшие на концерт «Сердце на ладони», состоявшийся 22 декабря в концертном зале республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова. Это был необыкновенный концерт — знаете, из тех, на которых ты ощущаешь огромное воодушевление, подъём, а потом, долго ещё, не покидает тебя тихое счастье от того, как же хорошо всё сложилось, как всё правильно на самом деле, когда есть на свете такие исполнители, будто дарящие себя зрителям, залу, миру.Оркестр был великолепен.Дирижёр… Впрочем, об Инкижекове лучше сказали слова из романса «Старинный русский вальс» на стихи Феликса Лаубе (музыка Павла Аедоницкого), также исполненного на концерте: «Ах, он в руках держит каждую ноту оркестра…».А Наталья Манулик и Артур Марлужоков не ноты держали в руках — сердца зрителей. Ну да — каждый, кто видел и слышал их сольные номера и великолепные дуэты, отдали в тот день сердца свои этим талантливым исполнителям. И такая царила в зале филармонии атмосфера счастья, что, кажется, над самим зданием возник и завис светящийся золотой столб позитивных эмоций. Он был зрим, и каждый, имеющий глаза, мог его видеть — даже искры снежинок сверкали в нём, будто подарком, — сказочно и ярко.

И так хорошо было, словно кто-то посмотрел на нас сверху, улыбнулся и сказал: «Молодцы!»

Елена АБУМОВА

Похожие записи