Долгими зимними вечерами так уютно слушать длинные сказки. С этим согласились бы и жившие здесь столетия назад хакасы, вот только сказки они слушали не просто так, а под аккомпанемент удивительного инструмента — чатхана.

Это продолговатый ящик, порой без дна, с прикреплёнными на верхней стороне струнами, концы могут быть загнуты в виде бараньих рогов. В прошлом инструмент выдалбливался из цельного куска кедра или сосны. Позднее чатхан стали сколачивать, склеивать из отдельных досочек. Прежние чатханы имели всего три-четыре струны, сплетённые из конских волос. Теперь могут использовать до 14 стальных струн. Настраивают их при помощи специальных костяных или деревянных подставок. Правой рукой играют, пощипывая или щелкая по струнам. Левая — на подмоге.По легендам, в древние времена волшебным чатханом владели семь безглазых великанов, но его выкрал смышлёный мальчуган и передал хакасскому народу.С тех пор чатхан стал одним из самых распространённых музыкальных инструментов, именно под его аккомпанемент исполняли сказания о богатырях, рассказывали сказки, пели песни. А исполнителя называли хайджи, потому что пел он особенных образом, хаем. Это горловое пение, однажды услышав, ни с чем не перепутаешь — мощное и глубокое. Считалось, что оно — дар горных духов, поэтому героические сказания, которые назывались алыптых нымах, пели сначала хаем — для духов, а потом обычным голосом — для людей. А так как дикие животные тоже считались собственностью горных духов, то охотники звали хайджи, чтобы тот за несколько дней до охоты и после исполнял в тайге свои песни — чтобы задобрить потусторонние силы. И взамен получал свою долю добычи.Сказания порой бывали очень длинными — их могли рассказывать по нескольку ночей подряд. И певец должен быть очень внимательным — слова или сюжетные линии запрещалось исключать, изменять или приукрашивать, а не дай бог забыть, не досказать до конца! Предки были уверены, что этим хайджи укорачивает себе жизнь.Чатхан называли инструментом священным, как бубен у шаманов, поэтому его часто использовали в обрядах. Он, как и другие, считался живым, поэтому перед тем, как начать играть, владелец инструмента подносил ему чарку с напитком — чтоб не исчезли сердце и голос чатхана.

Играют на нём и сейчас — как сольно, так и в составе ансамблей. Мастера-умельцы изготавливают с любовью и тщанием новые чатханы, расписывают их традиционными орнаментами или украшают резьбой. Даже проходят научные собрания, темой которых является этот инструмент. Так что и наши потомки ещё услышат его звонкое многоголосье.

Подготовила
Вера ДОРОШЕВА

Похожие записи