Прошедший международный фестиваль “Чир Чайаан” удивлял зрителей разнообразием форм, стилей и направлений. Так, на малой сцене театра имени М.Ю. Лермонтова состоялся показ эскизов спектаклей, подготовленных руководителем лаборатории современной драматургии “Новая драма в Хакасии” Евгением Ланцовым.

Труппа Русского драматического театра представила две пьесы — “Русский и литература” Максима Осипова и “Марьино поле” Олега Богаева. Оба эскиза вызвали неоднозначные мнения критиков и зрителей, что еще раз доказывает и оправдывает основную цель лаборатории, а именно — апробацию и отбор для постановки новых драматургических текстов.

Пьеса “Русский и литература” принадлежит перу врача-кардиолога из города Тарусы Максима Осипова. Основой пьесы стала повесть “Камень, ножницы, бумага”, созданная им в 2009 году. Автор описывает события, происходящие в маленьком провинциальном городке в течение одного дня. Празднование 8 Марта, суд над ворами, убийство главы города, заговор против школьного учителя… Пересказать содержание трудно, поскольку пьеса сюжетно очень насыщенна. Много героев, много коллизий… Проблематика затрагивает и межнациональные, и межконфессиональные отношения, есть в ней и тоска по прошлому, и заблуждения настоящего, и тысячи вопросов, обращенных к себе самим, к Богу, к будущему.

Стоит сказать, что при чтении пьеса не вызывает такого восторга, сколько лично у меня вызвало ее сценическое воплощение. При всей своей лиричности это произведение остро, сурово реалистично и, если его “заземлить”, то смотреть этот надрыв души будет невыносимо. К счастью, режиссер Евгений Ланцов нашел очень ровный, сбалансированный тон повествования, что позволило ему и оголить, как отметил театральный критик Александр Вислов, болевые точки, и внушить оптимизм. Лаконично, на мой взгляд, решено пространство — весь городок от мала до велика посажен за ученические парты, идет урок русского языка или урок жизни, да разве не все одно? При этом никакой вычурности, каждый артист на своем месте, несмотря на то, что это эскиз, чувствуются его логическая завершенность, точные смысловые посылы.

Основные отзывы были положительными. Историк театра имени М.Ю. Лермонтова Виктор Шлык нашел, что в завершенном виде этот спектакль станет настоящей находкой для театра и для Хакасии.

Более резкой оказалась зрительская реакция на эскиз спектакля “Марьино поле”. Эту забавную историю о трех столетних старушках, отправляющихся на железнодорожную станцию встречать с войны давно погибших мужей, раскритиковали как раз за жанр и идейное наполнение. Молодые люди голосовали “за”, люди старшего поколения оказались “против”. В сущности, наверное, у каждого человека есть свой набор табуированных тем, и, по-видимому, Великая Отечественная война для многих занимает в этом спектре далеко не последнее место. Недовольство было сконцентрировано на пьесе, на авторской позиции, и нам в очередной раз удалось убедиться, что спектакль и пьеса — совершенно разные категории.

Пьеса сатирическая, но эскиз спектакля, на наш взгляд, получился юмористическим и добрым. Все-таки это история о любви, верности и жертвенности. Она приподнятая, образно ясная и очень выразительная, рассказана этаким детским языком. “Радуйтесь в простоте сердца, доверчиво и мудро” — учит ребят словесник Сергей Сергеевич, герой пьесы “Русский и литература”. Этого хочется пожелать и зрителю, который идет на спектакль. Жаль, но как только мы утрачиваем детскую способность удивляться, нас начинают душить знания и жизненный опыт. Иногда они как раз спасают, но в некоторых случаях, мне кажется, можно позволить себе воспринимать происходящее по-детски эмоционально.

В любом случае споры, выступления, разброс мнений демонстрируют актуальность работы лаборатории современной драматургии. Артисты от показа к показу все больше адаптируются к экспериментальному методу, зрители приобщаются к живому театральному процессу. Что ж, станем ждать осенних читок — зрелище, скорее всего, будет неоднозначным, но наверняка интересным и крайне полезным со всех сторон.

Ада КОЛМАКОВА

Абакан

Похожие записи