190 лет назад, а именно 22 июля 1822 года, был принят “Устав об управлении инородцев” — законодательный акт Российской империи, определивший истоки формирования и основные принципы управления неславянскими народами Сибири (инородцами), в том числе хакасами. Уникальные документы того времени находятся на хранении в Национальном архиве республики.

В процессе становления государственности в Хакасии вышеупомянутый закон стал главным документом, определившим систему местного самоуправления. По нему инородцы были разделены на “оседлых”, “кочевых” и “бродячих”, появилась система деления на улусы и стойбища. Согласно “Уставу…” управление кочевыми народами имело три ступени: низшая административная единица — родовое правление, средняя — инородная управа, высшая — Степная дума. На хранении в государственном казенном учреждении РХ “Национальный архив” имеются исторические фонды четырех Степных дум: Качинской, соединенных разнородных племен, Кайбальской, Кызыльской; а также Абаканской, Аскизской, Кызыльской инородных управ. Особо ценные документы этих фондов являются главными первоисточниками в исследованиях, посвященных истории формирования и развития Хакасии, хакасского этноса и системы местного самоуправления XIX — начала XX веков. 

Степные думы на территории, включенной в состав Минусинского и Ачинского округов новообразованной Енисейской губернии, были учреждены в 1823 году. Основные направления деятельности и обязанности всех четырех Степных дум определялись “Уставом…”. Они заключались:

— по полиции: в исполнении предписаний начальства, предупреждении повальных болезней, пожаров, поставлении сведений о происшествиях;

— по хозяйству: в раскладке и сборе ясака и повинностей;

— по суду: в исполнении определений высших судебных инстанций в суд, в случаях маловажных преступлений.

Родоначальник Степной думы избирался на пожизненный срок. Каждая из них имела свою символику. Печати всех дум имели примерно одинаковый вид, различались только надписи. На гербе изображены главные символы государственности: двуглавый орел, корона Российской империи, скипетр и держава. Ставился герб на документах, утвержденных и подписанных родоначальником Степной думы. Каждый род в составе дум также имел свою родовую печать, она ставилась на документах, подписанных князцом рода.

В уникальном архивном фонде Кайбальской Степной думы содержится 286 единиц хранения 1823 — 1856 годов. В том числе самые ранние и важные свидетельства становления системы местного само­управления — “Предписание Енисейского гражданского губернатора о вступлении в исполнение обязанностей родоначальника вновь учрежденной Степной думы Кайбальских племен” и “Наставление Енисейского Гражданского губернатора Степной думе Кайбальских племен”. 

В статистических документах содержатся сведения не только о числе домов, юрт, о числе душ мужского, женского пола, о количестве детей разного пола по родам, но и количественный состав приверженцев христианской религии и шаманского вероучения по родам. Например, согласно “Ведомости о числе душ ясашных по улусам состоящих по седьмой ревизии Кайбальского Родоначальника” в 1829 году жители Кайбальской Степной думы в основном были православными. В роду Таражаков христиан было 300 человек, шаманистов — 26. 

В составе упомянутого фонда находится 25 единиц хранения за период с 1838 по 1854 год. Из-за отсутствия достаточного количества документов точное месторасположение думы сегодня сложно восстановить. Однако можно предполагать, что она находилась или в Усть-Абакане, или в Усть-Фыркале.

В 1854 году вместо Качинской Степной думы была образована Абаканская инородная управа. В ее архивном фонде — 34 документа, охватывающих период с 1854 по 1906 год. Находилась управа в селе Усть-Абакан.

Сохранились “Отпускные билеты выдаваемые жителям Абаканской Инородной Управы на право временного проживания вне пределов управы”. Они выдавались в конце XIX века жителям управы сроком на один месяц. Если же таковой билет отсутствовал у жителя, покинувшего территорию своей управы, он считался беглым и не только подвергался розыску, но и заслуживал наказания. 

Фонд, объединяющий документы Кызыльской Степной думы и Кызыльской инородной управы, содержит лишь список Кызыльской инородной управы, справка, выданная родоначальнику Кызыльской Степной думы Федоту Коуракову, и его прошение. 

Степная дума соединенных разнородных племен Минусинского округа Енисейской губернии (в некоторых документах ее называют Сагайской Степной думой) просуществовала с 1823 по 1893 годы. Документальный состав ее фонда является самым многочисленным и особо ценным. Он содержит 1409 единиц хранения. 

В 1868 году эта дума приняла важное решение об открытии в селе Аскизском сельского училища. Уникален документ 1884 года о розыске древностей в курганах. Согласно ему потомственный почетный гражданин Иннокентий Петрович Кузнецов имел законное право на “разрытие по степи Минусинского округа курганов, могил и тому подобных древних памятников”. Есть и документальные свидетельства массового крещения 3003 душ инородцев в 1876 году. Согласно учету среди них на тот момент насчитывалось 612 приверженцев шаманизма. Учителя Аскизской инородческой сельской школы Ефима Катанова “пожаловали Кавалером ордена св. Анны 3-й степени” за активное участие в крещении. 

В 1893 году взамен Степной думы соединенных разнородных племен была образована Аскизская инородная управа. (Ее документы, к сожалению, в большей части подверглись уничтожению. Сохранилось лишь восемь единиц хранения.) В состав управы вошли все 12 сагайских родов. Территория ее ведомства располагалась по берегам верхнего и среднего течения реки Абакан. Сама управа находилась в селе Аскиз.

После февральской революции 1917 года все инородные управы, в том числе Абаканская, были переименованы в волостные земские управы, а с установлением в январе 1920 года советской власти в Сибири они были ликвидированы.

Анализ архивных документов позволяет сделать вывод о том, что политическая система, выстроенная на основе “Устава об управлении инородцев”, позволяла хакасам самостоятельно в пределах своего ведомства решать административные, хозяйственные, судебные, кроме уголовных, вопросы, а также заниматься развитием народного образования, здравоохранения, социальным призрением и благотворительностью. В таком виде на протяжении почти 100 лет создавался уникальный опыт самоуправления. 

Юлия ОРЕШКОВА, 

главный специалист государственного казенного учреждения РХ

“Национальный архив”

Абакан

В процессе становления государственности в Хакасии вышеупомянутый закон стал главным документом, определившим систему местного самоуправления. По нему инородцы были разделены на “оседлых”, “кочевых” и “бродячих”, появилась система деления на улусы и стойбища. Согласно “Уставу…” управление кочевыми народами имело три ступени: низшая административная единица — родовое правление, средняя — инородная управа, высшая — Степная дума. На хранении в государственном казенном учреждении РХ “Национальный архив” имеются исторические фонды четырех Степных дум: Качинской, соединенных разнородных племен, Кайбальской, Кызыльской; а также Абаканской, Аскизской, Кызыльской инородных управ. Особо ценные документы этих фондов являются главными первоисточниками в исследованиях, посвященных истории формирования и развития Хакасии, хакасского этноса и системы местного самоуправления XIX — начала XX веков.

 Степные думы на территории, включенной в состав Минусинского и Ачинского округов новообразованной Енисейской губернии, были учреждены в 1823 году. Основные направления деятельности и обязанности всех четырех Степных дум определялись “Уставом…”. Они заключались:— по полиции: в исполнении предписаний начальства, предупреждении повальных болезней, пожаров, поставлении сведений о происшествиях;— по хозяйству: в раскладке и сборе ясака и повинностей;— по суду: в исполнении определений высших судебных инстанций в суд, в случаях маловажных преступлений.

Родоначальник Степной думы избирался на пожизненный срок. Каждая из них имела свою символику. Печати всех дум имели примерно одинаковый вид, различались только надписи. На гербе изображены главные символы государственности: двуглавый орел, корона Российской империи, скипетр и держава. Ставился герб на документах, утвержденных и подписанных родоначальником Степной думы. Каждый род в составе дум также имел свою родовую печать, она ставилась на документах, подписанных князцом рода.

В уникальном архивном фонде Кайбальской Степной думы содержится 286 единиц хранения 1823 — 1856 годов. В том числе самые ранние и важные свидетельства становления системы местного само­управления — “Предписание Енисейского гражданского губернатора о вступлении в исполнение обязанностей родоначальника вновь учрежденной Степной думы Кайбальских племен” и “Наставление Енисейского Гражданского губернатора Степной думе Кайбальских племен”. 

В статистических документах содержатся сведения не только о числе домов, юрт, о числе душ мужского, женского пола, о количестве детей разного пола по родам, но и количественный состав приверженцев христианской религии и шаманского вероучения по родам. Например, согласно “Ведомости о числе душ ясашных по улусам состоящих по седьмой ревизии Кайбальского Родоначальника” в 1829 году жители Кайбальской Степной думы в основном были православными.В роду Таражаков христиан было 300 человек, шаманистов — 26. В составе упомянутого фонда находится 25 единиц хранения за период с 1838 по 1854 год. Из-за отсутствия достаточного количества документов точное месторасположение думы сегодня сложно восстановить. Однако можно предполагать, что она находилась или в Усть-Абакане, или в Усть-Фыркале.

В 1854 году вместо Качинской Степной думы была образована Абаканская инородная управа. В ее архивном фонде — 34 документа, охватывающих период с 1854 по 1906 год. Находилась управа в селе Усть-Абакан.

Сохранились “Отпускные билеты выдаваемые жителям Абаканской Инородной Управы на право временного проживания вне пределов управы”. Они выдавались в конце XIX века жителям управы сроком на один месяц. Если же таковой билет отсутствовал у жителя, покинувшего территорию своей управы, он считался беглым и не только подвергался розыску, но и заслуживал наказания.

 Фонд, объединяющий документы Кызыльской Степной думы и Кызыльской инородной управы, содержит лишь список Кызыльской инородной управы, справка, выданная родоначальнику Кызыльской Степной думы Федоту Коуракову, и его прошение. 

Степная дума соединенных разнородных племен Минусинского округа Енисейской губернии (в некоторых документах ее называют Сагайской Степной думой) просуществовала с 1823 по 1893 годы. Документальный состав ее фонда является самым многочисленным и особо ценным. Он содержит 1409 единиц хранения.

 В 1868 году эта дума приняла важное решение об открытии в селе Аскизском сельского училища. Уникален документ 1884 года о розыске древностей в курганах. Согласно ему потомственный почетный гражданин Иннокентий Петрович Кузнецов имел законное право на “разрытие по степи Минусинского округа курганов, могил и тому подобных древних памятников”. Есть и документальные свидетельства массового крещения 3003 душ инородцев в 1876 году. Согласно учету среди них на тот момент насчитывалось 612 приверженцев шаманизма. Учителя Аскизской инородческой сельской школы Ефима Катанова “пожаловали Кавалером ордена св. Анны 3-й степени” за активное участие в крещении.

 В 1893 году взамен Степной думы соединенных разнородных племен была образована Аскизская инородная управа. (Ее документы, к сожалению, в большей части подверглись уничтожению. Сохранилось лишь восемь единиц хранения.) В состав управы вошли все 12 сагайских родов. Территория ее ведомства располагалась по берегам верхнего и среднего течения реки Абакан. Сама управа находилась в селе Аскиз.

После февральской революции 1917 года все инородные управы, в том числе Абаканская, были переименованы в волостные земские управы, а с установлением в январе 1920 года советской власти в Сибири они были ликвидированы.

Анализ архивных документов позволяет сделать вывод о том, что политическая система, выстроенная на основе “Устава об управлении инородцев”, позволяла хакасам самостоятельно в пределах своего ведомства решать административные, хозяйственные, судебные, кроме уголовных, вопросы, а также заниматься развитием народного образования, здравоохранения, социальным призрением и благотворительностью. В таком виде на протяжении почти 100 лет создавался уникальный опыт самоуправления. 

Юлия ОРЕШКОВА,

главный специалист государственного казенного учреждения РХ“Национальный архив”

Абакан

Похожие записи