Вот уже больше месяца прошло, как закончились торжества, посвящённые самому главному празднику нашей Родины — Дню Победы. Отзвенели оркестры, отгремели фейерверки и салюты. По экранам кинозалов и телеканалов прошло множество фильмов и сериалов, приуроченных к великой дате. Вообще за 70 лет о событиях Великой Отечественной войны создано немало произведений киноискусства.

Но сегодня мне хочется поделиться мнением о двух новых фильмах, снятых специально к этой знаменательной дате. Первый — «А зори здесь тихие» режиссёра Рената Давлетьярова, показанный на киноэкранах страны. Второй — сериал «Молодая гвардия» режиссёра Леонида Пляскина. прошедший по Первому каналу ТВ. 

С любовью и уважением

Снимать ремейки (а этот жанр именно так и называется) — дело неблагодарное: всегда будет сравнение с оригиналом. Тем более что в данном случае «оригинал» — фильм Станислава Ростоцкого — до сих пор считается одним из шедевров мировой кинематографии. И признаюсь, я шла в «Наутилус», заранее настраиваясь на негатив: что можно сказать нового, если вот уже более 40 лет история гибели пяти девочек волнует людей разных поколений?Первое, что удивило: кинозал на 70 процентов был заполнен зрителями в возрасте от 14 до 30 лет. Подумала: посмотрят минут 10 — 20 и уйдут. А ничего подобного не произошло! Прежде всего, на мой взгляд, потому, что режиссёр нашёл правильный посыл: он снял кино для тех, кто не читал повесть Бориса Васильева и, может, даже не видел фильма Ростоцкого. Отсюда и динамичность, и спецэффекты. Но что особенно ценно — сохранены манера повествования писателя и главная идея повести: женщине не место на войне!Исполнительницы главных ролей не пытались как-то «осовременить» своих героинь, но при этом смогли рассказать об их судьбах более полно и осмысленно. И в этом, считаю, огромная заслуга режиссёра-постановщика. Ничуть не умаляя заслуги тех, давних «Зорь», нужно отметить, что на первый взгляд незаметные фразы из повести Васильева здесь обрели осязаемость и превратились в зримые рассказы. Лиза Бричкина не просто так попала на лесной кордон: их «кулацкая» семья была выслана в Сибирь, по дороге схоронили мать и брата. Галка Четвертак повторяет: «У меня мама — медицинский работник!» Маму-врача увезли на «чёрном вороне», а дочку сдали в сцецдетдом. И сидят за длинным столом наголо остриженные, одетые в серую униформу мальчики и девочки с очень взрослыми глазами — дети «врагов народа». Слова Васькова об участии в финской войне тоже получают экранное подтверждение: боец в снегах, палата госпиталя и пустой дом: жена ушла, сынишка умер. Мимолётный разговор Васькова с Соней Гурвич: «Родители еврейской нации?» — «Естественно» — «Вот то-то, что естественно!» — «Может, успели уйти?» И на экране минское гетто, мама Сони с жёлтой шестиконечной звездой на одежде. Оттуда не ушёл никто…

Из песни слова не выкинешь. Все это было, было! И эшелоны ссыльных крестьян, и «воронки» у подъездов, и странная финская кампания, где не было победителей, и растерянность первых дней вой-ны, когда в считанные часы гибли пограничные заставы, и ужасы многочисленных гетто. И тем выше становится подвиг пяти девочек, для которых Родина осталась не «обидчицей», а матерью, которую нужно защищать. За несколько минут экранного времени авторы фильма ненавязчиво, без лишней пафосности сумели напомнить сегодняшним зрителям о многих горьких моментах истории нашей страны. Именно поэтому исполнительницы главных ролей позитивно оценили работу своих юных коллег. Думаю, ни Борис Васильев, ни Станислав Ростоцкий также не были бы в обиде, увидев этот фильм, настолько бережно и уважительно отнеслись к «оригиналу» 1972 года все участники съёмок. Чего уж никак не скажешь о создателях телесериала «Молодая гвардия»!..

Обезображенный подвиг

Рассказ о пяти девушках-зенит-чицах из «Зорь» с первой до последней буквы является вымыслом гениального писателя. А подпольная организация в Краснодоне существовала в действительности, и членами её были реальные люди. Поэтому сериал насторожил уже с первых кадров. Сценарист и режиссёр почему-то позиционировали свой шедевр как «подлинную историю «Молодой гвардии». Но подлинные истории складываются из фактических сведений, полученных от непосредственных участников и очевидцев. В данном случае таковыми являлись оставшиеся в живых молодогвардейцы, а также друзья и родственники погибших. С ними общались писатель А. А. Фадеев, режиссёр фильма С.А. Герасимов и исполнители главных ролей — студенты ВГИКа. С кем общалась сценаристка сериала Анна Антонец, остаётся только догадываться, но её фантазия перешла все границы разумного. В результате трагедия юных героев-подпольщиков превратилась, выражаясь языком тинейджеров, в чистый стёб…Всё поставлено с ног на голову. Оказывается, главой «Молодой гвардии» был не Олег Кошевой, а Виктор Третьякевич. (Он долгое время считался виновником провала организации, в 1956 году посмертно реабилитирован.) Решается на борьбу с немцами только потому, что убили его любимую — Соню. (Откуда вообще взялась эта сюжетная линия? В Краснодоне было не так уж много евреев, а в сериале их убивают толпами.) Получается, что останься Соня жива, Виктор мог бы и дальше вести философские беседы с оккупантами на чистом берлинском диалекте и играть скрипичные дуэты с главным эсэсовцем. А Кошевой вообще ни при делах, так, ходит сбоку какой-то нелепый заика, безнадёжно влюблённый то ли в Ульяну, то ли в Любку. И мамаша его тоже хороша: пришла в тюрьму на свидание с сыном (за взятку, конечно) и уговаривает Олега «рассказать всё и бежать с отступающими войсками в Германию». (Кстати, родственники семьи Кошевых имеют полное право подать на создателей «шедевра» иск о защите чести и достоинства.) Над образом Ули Громовой тоже хорошо поработали. Где длиннокосая мечтательная девушка, любящая цветы и декламирующая стихи Лермонтова? Новая Ульяна — стриженая (папа велел, чтобы немцы не изнасиловали, и так одного пришлось вилами приколоть.). На оккупантов вкалывает так, что мама не горюй, ещё и главной назначена, и поэтому на соотечественников, таскающих тяжёлые мешки, орёт почище любого полицая.Дальше кто там у нас? Сергей Тюленин? Этот вообще полный отморозок. Бритый наголо гопник, но ведёт себя как матёрый уголовник «по жизни». А родители рассказывали, что он мечтал стать лётчиком. Имеет кучу младших братьев и сестёр, хотя фактически был в семье самым младшим. И, конечно, «мочит» немцев налево и направо, этакий донбасский Рэмбо образца 1943 года. Про Ивана Земнухова вообще сказать нечего. Как-то не обратили авторы на него внимания. А ведь именно он, согласно показаниям очевидцев, возглавлял штаб, разрабатывал все операции (к примеру, тот же поджог биржи труда). Но он же не такой «крутой», как Тюленин или Любка Шевцова.Данная героиня вообще вне конкуренции. Если настоящей Любке было 19 лет, то этой циничной дамочке хорошо за 30, поэтому она и ведёт себя соответственно. «Крутит динамо» всем немецким начальникам, а они (идиоты!) наперебой признаются ей в чистой и искренней любви, обещают жениться и увезти в Берлин. А как она чешет по-немецки! Будто не десятилетку окончила в шахтёрском городке, а иняз в Москве. А как поёт про Лили Марлен, как танцует канкан, «Фоли-Бержер» просто отдыхает! А как идёт ей эсэсовская форма, будто в ней и родилась! Короче, как сказал один мой приятель, полный апофигей! Непонятно, как можно было дойти до такого бесстыдства?

Известно, что исполнители главных ролей в фильме Герасимова на следующий день проснулись знаменитыми. Думаю, что авторов данной эпопеи тоже ждёт слава. Но, вероятно, другая!

Марина ЮРЬЕВА, Абакан

Похожие записи