— Я работаю в Калининской средней школе с 1 сентября. А впечатление такое, словно полгода уже… Нет, точнее, словно пришла (приехала, прилетела по зову) к родным людям — и педагогам, и ученикам! — взмах выразительных ресниц совсем молоденькой учительницы истории и обществоведения Алёны Сульбирековой.

— Даже не скажешь, что Алёна Игоревна всего месяц работает, — говорит Ирина Миронова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, — сумела всех ребятишек на учёбу организовать, а ведь нагрузка у неё весомая, 23 часа в неделю истории, обществоведения, да и дети разные — с пятого по десятый классы. Перспективная девочка, вникает, старается, глазки горят. И, знаете, нет этих ложных амбиций, мол, сама с усами: не боится спросить, чего пока не знает. Мгновенно нашла общий язык и с детьми, и с коллегами.— О чём это говорит, Ирина Анатольевна? Оцените с высоты вашего без малого 30-летнего рабочего стажа.— О таланте педагога. Как и любой талант: либо это в человеке есть, либо нет. Не каждый может найти ниточку, которая связала бы учителя и ученика, что, согласитесь, дорогого стоит.В это время собранная, лёгонькая Алёна Сульбирекова рассказывала старшеклассникам о таких тяжёлых вещах, как Октябрьская революция 1917-го. Надо сказать, её слушали; пресловутых смартфонов даже окрест «камчатки» не просматривалось. Но вот звонок прерывает трудную участь Временного правительства, и Алёна Игоревна широко улыбается дню сегодняшнему.— Не странно, что зовут по имени-отчеству? Вы как-то изменились с нынешним статусом?— Нет, в школе это норма с первого дня, а дома я по-прежнему Алёнушка… Перемены в себе, конечно, чувствую. Это прежде всего ответственность — за всех и за всё.— Наверное, с детства мечтали стать учителем?— Что вы, — даже удивляется Алёна, — совсем наоборот. Поступила на истфак Хакасского госуниверситета с дальним прицелом, что работать с историческим образованием можно где угодно. Почему не хотела в школу? У меня есть младшая сестрёнка, приходилось учить с ней уроки. Мне казалось, что всё это неимоверно сложно. А если таких «неимоверных» — 30 человек? Да ни за что не справлюсь, слишком трудно и слишком нервно. Но всё, буквально всё, взгляд на профессию поменяла педагогическая практика в абаканской школе № 12, развернув меня буквально на 180 градусов.

— Когда же прошла месяц практики, — продолжила исторический анализ Алёна Игоревна, — мало, конечно, но мне хватило, я прониклась профессией учителя, не знаю даже, как это чувство определить. Вот приходишь к ученикам… В классе кто-то даже рот откроет, слушает, а кто-то отвлекается, болтает. Но когда в конце урока закрепляешь материал, оказывается, что большинство учеников его запомнили. Ощущение опять-таки «неимоверное», но уже с другим знаком — это ты дал знания!

— Дети вас хвалят?— Бывает. Я называю это комплиментами и своей маме рассказываю, пусть порадуется тоже. «Вы так классно уроки ведёте!» Это нечто. Да ребятишки мне за месяц уже родными стали. Я сама очень удивляюсь тому, до чего мне эта работа нравится! Иду домой после школы — и улыбка во весь рот. Иногда, правда, заплакать хочется (когда нет результатов), но такое редко.— Всё нормально, — выдала мне наедине скупую детскую похвалу девятиклассница Даша Терскова, — интересно ведёт уроки. Приятно общаться.Есть в Калининской средней школе очень полезная традиция: у начинающего учителя обязательно есть наставник, у Алёны — прекрасный педагог с большим стажем работы Галина Васильевна Мазаева (кстати, выпускница этой же школы, здесь вообще не счесть так называемой преемственности, да кто в посёлке кого не знает?)— Когда к нам молодёжь приходит из вузов, — говорит Галина Васильевна, — мы уже через неделю видим, останется человек в школе или сбежит. Алёна же нашла призвание, у неё есть стержень учителя.— В чём он, этот стержень?— Смотрите: кто-то из молодых старается быть с ребятами на равных, ну, скажем, на одной ступеньке стоят учитель и ученик. Это неправильно, дети не будут уважать, слушать, да на голову сядут. Алёна же Игоревна сразу встала на свою ступеньку — педагога. Если что, та-а-к головкой поведёт, так взглянет… У неё глаза учителя. Вот, например, восьмой класс — он всегда сложный, переходный возраст. Алёна сразу нашла и к ним подход. Кстати, ребятишки выбирают историю и обществоведение и на олимпиадах, и на экзаменах. В связи с этим я бы хотела отметить хорошие знания, которые дают студентам в ХГУ, особенно в последние годы.— Но с ними, знаниями, тоже надо уметь управляться.— С этим мы с Алёной справились тоже быстро. В первые дни работы она старалась сразу все свои знания выплеснуть. Тогда я ей: надо, чтобы дети больше говорили, а не учитель. И стало на уроках легче, а главное — интереснее. Алёна Игоревна даёт ребятам выговориться, они не боятся с ней спорить, дискутировать. Повторю, девушка сразу шагнула на ступеньку, где она — учитель. Алёна преподаёт и в моём девятом (где я классный руководитель). Так вот, из 25 человек 17 выбрали ОГЭ по истории. И моя Сульбирекова тут же организовала для них консультации.— Галина Васильевна, где особенно нужна ваша помощь наставника?— Не с дисциплиной, не в конфликтных ситуациях — здесь Алёна справляется сама. Нужна текущая, рабочая помощь: методика ведения урока, какие его формы лучше выбрать и так далее. А история — такой благодатный материал — экспериментируй пользы для. Но это дело наживное, поскольку в Алёне Сульбирековой есть главное: она детям друг. Друг — это не смешение «ступенек», а доверительные отношения с учениками.

— Учителя сразу видно, — продолжает наставник, и мне интересны такие наблюдения Галины Мазаевой, — долго проработавшие в школе становятся если не экстрасенсами, то хорошими психологами. Они видят не только то, что от этого конкретного ученика ждать, но и от любого человека вообще… Поэтому приоритеты профессии я бы расставила так. Первое — психолог, второе — воспитатель, третье — человек, дающий знания. Если не владеешь психологией — с детьми контакта не будет, а потому окажутся «несостоятельными» и следующие два пункта. И скажу со стопроцентной точностью: Алёна — наш человек, педагог, у нас останется девочка, в школе. А «Учитель года» — её будущее.

Татьяна ПОТАПОВА, Усть-Абаканский район

Похожие записи