Любите ли вы театр?.. Нет-нет, не продолжайте заученной фразы.

Любите ли вы его сейчас, когда поток информации несет человеческую душу стремительно и безапелляционно

, всеми источниками своими — телевидением, Интернетом — напичкивая внутреннее пространство шелухой сиюминутных новостей, мусором ежедневных сплетен, повторением тривиальных истин…

И, кажется, не осталось места для неторопливости, для наслаждения каждым мгновением, когда событиями становятся последний звонок, шорох открывающегося занавеса, первые слова, произнесенные со сцены…

Эти слова: “Весь мир театр, а люди в нем актеры” — неужели они остались во временах Шекспира? И театр сегодня — искусство немногих для немногих? Именно эти мысли, равно как и глубинное несогласие с ними, стали поводом нашей беседы с министром культуры Республики Хакасия Светланой ОКОЛЬНИКОВОЙ.

Да здравствует Театр!

И буквально за час до встречи с нею мне удалось побеседовать с известными театральными критиками, приехавшими в Хакасию. Олег Лоевский, которого называют “театральным демиургом”, директор нескольких всероссийских театральных фестивалей, организатор известной творческой мастерской “Молодая режиссура и профессиональный театр”, отсматривал спектакли хакасских театров для участия их в известном фестивале “Новосибирский транзит”. Павел Руднев, театральный менеджер, доцент ГИТИСа, член экспертного совета национальной театральной премии “Золотая маска”, отбирал спектакль для участия в этом фестивале. Их оценка работы наших режиссеров не просто комплимент за гостеприимство, а профессиональное определение уровня театральной деятельности в Хакасии.

Так вот, по мнению профессионалов, в республике отношение к театрам, культуре вообще, находится на очень высоком уровне. Работать с нашими коллективами интересно, поддержка чувствуется всегда. По словам Лоевского, здесь бьется серьезный ритм постоянного роста, причем работа проводится в различных направлениях. Достаточно перспективной назвал критик работу Русского театра драмы, их поездку на фестиваль “Маска плюс” с премьерой современной белорусской пьесы “Русский язык и литература” можно назвать серьезным прорывом этого коллектива.

— Я в Хакасию приезжаю уже не в первый раз и хорошо вижу, какие правильные, современные изменения происходят в театральной жизни. Постоянно обновляется репертуар, театры гастролируют, принимают участие в фестивалях, — говорит Олег Лоевский. — У каждого театра есть свой стиль и почерк. Есть два национальных театра, у которых своя миссия — сохранение языка и культуры. В них играют блестящие актеры и постановки их всегда зрелищны и ярки. Хотелось бы отметить работу режиссера Баатра Колаева, ученика Марка Захарова, талантливейшего режиссера. По мнению театральных критиков, он входит в десятку сильнейших театральных режиссеров России, и то, что он ставит свои работы в Хакасии, несомненный плюс для республики. Театр “Сказка” — это просто легенда и реальность театра кукол, и их новый спектакль “Арчол — путь воина” — еще один шаг вперед, новое освоение материала, в котором такая яркая смесь пластики, танца, кукол, актерской игры, музыки…

— Я отметил бы в ваших театрах особенную самобытность, — добавил Павел Руднев. — Ведь своеобразную нишу театра под маркой “национальный” занимают различные коллективы. Казалось бы, упирай на этнику, становись “театром для туристов”, чего уж проще. Однако отмечу, что национальные театры Хакасии планку для себя поставили высоко. Несколько раз на площадках разных фестивалей российского и мирового уровня я наблюдал постановки Хакасского драматического театра, театра “Читiген” и видел, что они выбрали особенный путь и по ряду факторов серьезно отличаются от многих национальных театров: они выглядят нетрадиционно, используя новые театральные приемы, необычную драматургию, вводя элементы разных театральных школ мира. Это верный путь роста, и я могу сейчас только сожалеть о том, как мало знают об этой необычности в театральных метрополиях. Правда, учитывая, насколько велика заинтересованность ваших руководителей в том, чтобы культура Хакасии была достойно представлена на всех уровнях, выражу надежду, что вопрос этот относится к разряду решаемых.

Конечно, эта беседа взбодрила меня.

Действовать на опережение

Но спокойный и деловой разговор за чашкой ароматного чая в кабинете министра культуры вселил еще большую уверенность. Уверенность в том, что театральное пространство Хакасии уже несколько лет никто не рискнет назвать “культурной провинцией”, напротив, тому, что делаецтся у нас для театров, равно как и тому, что делается нашими театрами, может позавидовать большое количество российских театров даже из куда более крупных регионов. Почему?

— Потому, что наши театры, как это происходит иногда, не существуют сами по себе, оторванно от реальной жизни, — говорит Светлана Окольникова, — любой режиссер, коллектив любого театра Хакасии скажет вам то же самое. Интерес к развитию культурной сферы, ресурсы, которые по настоянию Главы Хакасии Виктора Михайловича Зимина вкладывает правительство республики в этот процесс, закономерно выдвигая культурные достижения нашей территории в качестве привлекательной визитной карточки, трудно переоценить. Я не боюсь показаться нескромной, даже если скажу, что во многом в этой сфере мы… действуем на опережение.

Как пример приведу заседание президиума Совета при президенте России по культуре и искусству, посвященное развитию театрального дела. Состоялось оно 3 февраля в Пскове и было одним из первых мероприятий в рамках долгожданного в России года, объявленного Годом культуры. Известные деятели искусства, руководители театров, замечательные театральные актеры в беседе с Владимиром Путиным обозначили вопросы, требующие решения в этой сфере, говорили о возникающих проблемах, определяли пути развития российских театров. Огромное внимание было уделено развитию театров региональных — их много, они разнообразны, но не секрет, что провинциальные театры не так защищены, как представители этого сообщества из театральных метрополий. Хотя еще столетие назад столичная публика специально посещала провинциальные театры, славящиеся своими постановками, игрой знаменитых актеров. И каждый театр отличался “лица необщим выражением”. Трудно определить, в какой момент слово “провинциальный” по отношению к театру стало синонимом в лучшем случае “никакой”. И вот такое определение к ведущим театрам Хакасии (это предмет нашей гордости) неприменимо в принципе.

Владимир Путин, кстати, на заседании президиума Совета по культуре и искусству подчеркнул это. “Региональные, провинциальные театры всегда играли роль настоящих центров просвещения в общественной жизни. И очень важно не просто возродить, но развивать, всемерно поддерживать интерес к театру, создать условия для того, чтобы талантливые театральные постановки смогли увидеть наши граждане, причем независимо от места их проживания. Творческий потенциал отечественного театра неуклонно растет, улучшается материально-техническая база, увеличивается финансирование, грантовая поддержка, развиваются частные культурные инициативы, театральные премьеры становятся заметными и ожидаемыми обществом событиями”.

В “космосе” театра

— Анализируя многое, что было сказано на совете, мы можем утверждать, что намеченные там мероприятия, направленные на возрождение и усиление театров, для Хакасии давно уже не в новинку, — говорит Окольникова. — Концепция театрального дела в России прорабатывается не первый год, и как-то так получается, что мы успеваем внедрять то, о чем только начинается разговор. Это очень важно.

Безусловные подвижки ощущаются во многом. Программные гастроли, постановочные движения, новая драма — по федеральной целевой программе мы получаем финансирование по линии министерства культуры России на реализацию этих проектов. В 2013 году каждый театр Хакасии получил поддержку на развитие и каждый принимает участие в нескольких интересных театральных проектах. Назову лишь немногие: это постановка сразу нескольких премьер во всех театрах, это участие в работе “Лаборатории молодых режиссеров” Хакасского национального театра и театра “Читiген”, проведение этнического кочевого театрального фестиваля “Желанный берег”, участие в большинстве престижных российских фестивалей. Мы делаем это нацеленно, потому что уверены — нам есть чему учиться, но есть и что показать самому разному зрителю.

Радует, что надежды эти оправдываются и наши театральные коллективы имеют большой успех на самых разных сценических площадках России и мира. Ведь любому творческому коллективу необходимо всегда находиться в открытом пространстве, в определенном “космосе” театра, чтобы понимать — нет рамок, ограничений, пределов совершенствованию. Работая только так, можно добиться успеха и признания. Но опять же любой творческий коллектив в моменты становления нуждается в моральной поддержке и финансовой помощи.

Поддержка истоков

— Наша республиканская программа “Культура Республики Хакасия” стала такой действенной помощью во всех направлениях, — продолжает рассказ Светлана Анатольевна. — В ее рамках осуществляются гастрольные постановки на территории республики — ведь в первую очередь театры работают для нашего зрителя, постоянно знакомя его с новыми постановками. И оценка поклонников театра в нашей республике — а заядлых театралов у нас очень много — не менее важна, чем признание на фестивалях разного уровня. Это настойчивая позиция правительства Хакасии и министерства культуры. Жители республики, имея богатейшие национальные, этнические, культурные традиции, должны быть приобщены к театральной жизни, они ведь часть ее, тот исток, что сделал возможным ее существование в принципе.

И, знаете, я по-настоящему гордилась, когда на совете зашел разговор о средней заработной плате актеров российских театров. Поинтересовавшись этим, Владимир Путин сказал, что актер должен получать хорошее жалованье. Такое “жалованье” в среднем по России сегодня составляет 18 тысяч рублей. А в Хакасии, опять же при мощной поддержке правительственной команды Виктора Зимина, это жалованье уже в 2013 году достигло цифры 30 тысяч рублей. Причем молодые актеры получают сумму порядка 20 тысяч, у мастеров сцены, естественно, заработная плата выше.

Конечно, театр — сложный механизм, в котором много составляющих, и практически каждая — главная. Но ни один театр не может обойтись без актерского коллектива. Некоторое время назад существовала тенденция “обеднения” театров кадрами, ведь просто “человек с улицы”, даже и талантливый, не может быть профессиональным актером, для этого необходимы специальное образование, подготовка. И опять же я хочу заметить, что Хакасии удалось избежать этой проблемы. У нас нет кадровой текучки. Своевременно мы озаботились подготовкой своих кадров — и уже в прошлом году к нам вернулся целевой курс выпускников Санкт-Петербургской театральной академии. Эти ребята получали серьезную финансовую “подпитку” во время обучения. Им оплачивалась дорога в Хакасию во время каникул, им платили повышенные стипендии. Многие из них, показывающие хорошие результаты в освоении мастерства, получали вторую стипендию от правительства республики, а некоторые вообще три стипендии — от театральной академии, поддержку правительства и помощь наших меценатов, заинтересованных в том, чтобы в республике были хорошие актеры и театры.

Много молодых талантов приехало к нам после окончания Красноярской театральной академии, многие — из краевых театров, Минусинского, Канского, Ачинского, обеспечив кадрами Русский драматический театр. В нем сегодня происходят интереснейшие подвижки. Режиссер Евгений Ланцов не боится рисковать, идет по своему пути, осуществляя постановки вещей незаигранных — то, что называют сейчас новой драмой. Он ставит то, что еще никто не ставил, и его трактовки интересны, революционны во многом. Театр активно гастролирует, и специалисты хорошо оценивают его работу. Но, на мой взгляд, наступает момент, когда и режиссеру, и труппе необходимо задуматься над расширением репертуара. Важно, чтобы не только театр ощущал себя в театральном пространстве, но и зритель тоже. В любом театре, это немаловажно, должна быть экспериментальная площадка и традиционная. Необходимо ставить классику, необходимо возвращать в театр поклонников традиционного искусства. А для этого нужно заинтересовать их — и не только новым, но еще и хорошо забытым старым; хорошей классикой, театральными постановками, в которых важно не только зрелище, но и размышление, работа души, наслаждение самим процессом. Мы большие надежды возлагаем на Ланцова. Учитывая, сколько он уже сделал в Русском театре, а была проведена действительно огромная работа, поднявшая театр на другой уровень, — уверены, что и эта задача будет ему по плечу.

Все флаги в гости к нам

— Среди проблем современного театра, которые были озвучены на совете по культуре и искусству, президентом был отмечен тот факт, что зрители из глубинки просто не имеют возможности увидеть современные постановки известных театральных коллективов. Как с этим обстоят дела в Хакасии, лучше всего, на мой взгляд, может рассказать история нашего чудесного эколого-этнического фестиваля “Чир Чайаан”, идейным вдохновителем, организатором и устроителем которого стал Хакасский национальный театр кукол “Сказка”. С 2003 года благодаря фестивальным мероприятиям зрителям Хакасии посчастливилось увидеть такое количество спектаклей знаменитейших театральных коллективов России и мира, что назвать нас несведущими не поднимается рука.

— На самом деле, год от года от “Сказки”, главного театра по подготовке этого необычного театрального проекта, ждут всегда большего, — говорит Светлана Окольникова. — И они оправдывают все ожидания. Признание “Чир Чайаана” как важнейшего культурного проекта мирового уровня состоялось и закрепилось. В прошлом году Хакасский национальный театр кукол “Сказка” за “Чир Чайаан” получил премию правительства России. Такая серьезная награда — но не менее серьезна и ответственность.

Я более чем уверена, что в этом году “сказочники” порадуют нас не менее фееричной фестивальной сказкой — ведь это главная традиция “Чир Чайаана”. Будет очень яркая гостевая программа, а гостей, как всегда, мы ждем большое количество. Я немножко приоткрою завесу интриги. Предполагается, что в этом году театралы Хакасии смогут посмотреть два спектакля крупнейшего федерального театра, множество спектаклей именитых мировых театров. Все они будут интересны и ярки. Еще нас ждет удивительная встреча с французско-алжирским этнобалетом, коллектив которого приедет на фестиваль в рамках проекта Дирекции международных программ. Кстати, этот этнобалет в России выступал только однажды, на сцене Большого театра. А теперь это смогут увидеть в нашей республике. Особенность фестиваля еще и в том, что постановки именитых гостей зрители могут посмотреть во всех уголках Хакасии, не только в столичном центре и городах, но и в муниципальных образованиях, куда, как всегда на “Чир Чайаане”, будут организованы гастроли.

Ну и, безусловно, это огромный опыт для режиссеров и актеров Хакасии. Для них на фестивале будет организована профессиональная программа семинаров и мастер-классов с участием ведущих театральных педагогов России и зарубежья.

Здоровый воздух и огонь

— Говорят, театр — это зеркало жизни, в котором находят отражение и крупные ее события, и мельчайшие детали. Так было всегда, так происходит сегодня. И театры Хакасии, работая увлеченно и увлекательно, стремясь к новому, покоряя его — что отражают они?

— Я думаю, что новое происходит как раз потому, что всем театральным коллективам удалось избавиться от чувства неуверенности в завтрашнем дне, от современного способа доказывать свою нужность эпатажем и отрицанием основ, — объясняет Светлана Окольникова. — Они просто поняли, что они нужны — такие, какие есть: в необычности или традиционности, в умении говорить своё, целеустремленно доказывать творческое кредо. Нужны сами себе, нужны зрителю, нужны Хакасии.

На федеральном уровне уже не раз отмечено — в Хакасии глубинно развивается театральный процесс, здесь необычный, подготовленный и при этом добрый зритель. Знаете, в театре появилось больше здорового воздуха, яркого огня. Конечно, это произошло не само по себе. Просто правительство республики, в отличие от многих, считающих культуру чем-то третьестепенным, определило как раз культурное развитие Хакасии краеугольной основой жизни современной. И это сыграло самую важную роль. Наш театр — я сейчас говорю обо всех театрах республики — постоянно работает, ищет новое, развивается, идет вперед, и это стало еще одним звеном культурного подъема, который, а это трудно не заметить, происходит сейчас в Хакасии.

Елена АБУМОВА

Похожие записи