Только первоисточники могут служить предметом исследования. Всё остальное — интерпретации, в которых никогда нельзя с точностью утверждать, сколько тут процентов авторского видения и сколько — собственно истории.

Лишь изучая документы и свидетельства очевидцев того или иного времени, можно сделать вывод о происходивших тогда событиях. И неважно, документ, фотография это или же несколько затёртых тетрадей личных дневников — везде настоящая, неразбавленная история, разве что с разных точек зрения изложенная. А на выставке «Ветер революции: национальное движение в документах Национального архива» был представлен один из сложнейших исторических периодов. Эпоха назревающего перелома, который повернул колесо истории. Вперёд? Назад? Вообще поставил поперёк дороги? Ответы на эти вопросы можно поискать в пожелтевших рукописях, в фотографиях людей, живших на территории Минусинской котловины, которые тогда ещё не хакасами назывались, числились инородцами, в знаковых российских документах (что значит только манифест Николая II от 17 октября 1905 года!). Эти и другие первоисточники были представлены участникам международной научно-практической конференции, посвящённой столетию революции в России. Она прошла в ХГУ имени Н.Ф Катанова. В дискуссиях приняли участие представители научного сообщества Израиля, Канады, Великобритании, Мексики, Германии, Казахстана и, конечно, регионов России.

И выставка документов Национального архива республики стала не просто ярким дополнением к научным докладам, а импульсом к новым историческим изысканиям. Профессор, доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории России ХГУ Валентина Асочакова в своём отзыве подчеркнула это: «Очень полезная, информативная выставка архивных документов. Она не только знакомит с ценными источниками, но и стимулирует нас к научным поискам».

Участники конференции познакомились с настоящими свидетелями исторических событий, предшествовавших революционному «ветру перемен» в Хакасии. Это сведения о денежной и натуральной повинности, из которых становится ясно, как нарастало недовольство среди населения: статистические данные о географическом положении, свидетельствующие о том, что коренные жители Хакасии были искусственно разделены, и это тормозило развитие хакасского этноса. В то время территория Хакасии делилась между Минусинским, Ачинским и Кузнецким уездами, а в них на Степные думы: Качинскую, Кызыльскую, Койбальскую и соединённых разнородных племён. Эта административная и территориальная разрозненность «инородцев» создавала трудности в вопросах формирования общего языка, культуры, хозяйственных связей, в отстаивании общих интересов этноса.Большой интерес вызвал документ «Сведения 1858 года о появлении из-за границы брошюр и изданий революционного содержания на русском языке», и манифест Николая II, в котором монарх выражает обеспокоенность внутренними настроениями в стране. Первая русская революция активизировала политическую деятельность коренного населения. Судить об этом можно по представленной на выставке «Справке об участии хакасов в революционном движении». Документ свидетельствует, что стачки и восстания массово проходили в то время на всей территории Хакасии.— Участникам и гостям конференции предоставлена редкая возможность погрузиться в историческую действительность Южной Сибири через фотодокументы, оригиналы рукописей, являющиеся национальным достоянием республики, — говорит доцент, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории ХГУ Наталья Баранцева.Выставка действительно удивительная, с уникальными фотографиями из архива Степана Майнагашева, Ивана Барашкова, с выдержками из рукописей этих людей, внёсших неоценимый вклад в развитие Хакасии такой, которую мы можем видеть сейчас. Например, в статье «К вопросу о инородческом самоуправлении» Барашков называет хакасов «степняками», приветствуя революционные изменения, говорит, что «злой мачехой явилась для инородцев прежняя власть». Степан же Майнагашев, лидер хакасского народа, пишет в своей статье «Инородцам Минусинского и Ачинского уездов»: «Приветствую и поздравляю вас с тем, что желанные свободы пришли к нам… При свете свободы не должно быть и не будет угнетённых национальностей. Я верю, что наш народ поднимет преклонённую голову». Именно по предложению Майнагашева на II съезде хакасского народа, состоявшемся в июне 1917 года, принято решение, по которому минусинские и ачинские инородцы были объединены под общим названием «хакасы». И это событие по праву положило начало новому этапу в истории хакасского народа.Дополню, что ветер революции не пощадил тех романтиков, что приветствовали изменения общественного строя с открытым сердцем. Степан Майнагашев, обвинённый в контрреволюционной деятельности вместе с братом Василием, был расстрелян в 1920 году в Минусинске. Иван Барашков в те же годы был сослан на Кузнецкстрой. Остались свидетельства их жизни, их работы, позволяющие сегодня судить о том, как велик был их вклад в историю родной земли.

— Наша главная задача — представить документы, чтобы историки и исследователи могли, поработав с ними, сделать какие-либо выводы, — открывая выставку, сказала директор Национального архива РХ Валентина Райс. — В этих документах предпосылки и причины революционных изменений, произошедших в Хакасии в начале прошлого века. Не зацикливаясь на датах, на том, Февральская ли это буржуазная революция или Октябрьская социалистическая, наша выставка показывает, как жили люди, какие мысли витали в обществе, каким он был, этот революционный ветер, изменивший Хакасию, Россию и, по сути, весь мир.

Елена АБУМОВА

Похожие записи