Изобразительное искусство Хакасии своим становлением обязано творчеству выдающегося художника Владимира Тодыкова (1938 — 1994) — иллюстратора книг, живописца, графика, монументалиста.

Ему принадлежит бесспорная заслуга не только в разработке национального стиля, но и в постижении самой сути национальной образности.Родился он 17 марта 1938 года в аале Чаптыков Аскизского района в семье сельских учителей. Еще в школьные годы увлекся рисованием. В свободное время его часто можно было увидеть с альбомом и карандашом в руках. Увлеченно рисовал окрестности Аскиза, портреты одноклассников и знакомых, много читал о русских и зарубежных художниках, участвовал в выпуске газеты “Школьный крокодил”, рисовал наглядные пособия для занятий. Старейший художник Хакасии А. Новоселов в газетной публикации (“Юный художник” за 1955 год) отмечал, что ученик девятого класса Аскизской средней школы Владимир Тодыков делает рисунки на сюжеты хакасских сказок, несколько тем для своих композиций взял из героического сказания Семена Кадышева “Албынжи” и “некоторые из рисунков и набросков… показывают его уже почти профессиональную грамотность”.В Ленинградском художественном училище имени В. Серова Владимир проучился с 1957-го по 1959 год. По состоянию здоровья учебу здесь пришлось оставить. В Красноярском художественном училище, которое успешно окончил в 1963 году, его учителями были известные красноярские мастера Е. Кобытев и А. Лекаренко, последний преподавал рисунок и живопись. Своих студентов он учил четкой организации холста, пониманию цвета, тона, самостоятельному мышлению. В училище у Тодыкова появилась любовь к материалу, способность к строгому анализу и самоконтролю в работе, а полученные знания способствовали впоследствии развитию мастерства и других хакасских художников, которые многому научились у Владимира Александровича — Ричарда Субракова, Георгия Сагалакова и Виталия Кызласова. В 1960-е годы в искусстве страны происходили большие изменения: расширялся диапазон выразительных средств, активизировалось внимание к художественным традициям прошлого и способам их воплощения в формах и образах современности. И перед Тодыковым открылись новые возможности отображения национальной истории, фольклора. Поэтому вполне понятен энтузиазм, с которым он принимается за иллюстрирование произведений хакасской литературы — древней и современной. Глубокое знание материала позволило создать собственные графические интерпретации литературных образов, которые достоверно и убедительно сочетались с национальным мировосприятием.Творческий путь Владимир Тодыков начал в 1963 году в Хакасском областном книжном издательстве в должности художественного редактора. Им выполнены рисунки к хакасским учебникам, сказаниям, детским книгам, сказкам, пословицам, поговоркам и загадкам, а также множество иллюстраций к книгам классиков национальной литературы: “Орис” Т. Балтыжакова (1964) и “Сорока — проказница” (1969), “Рассказы” Г. Топанова (1965), “Рыже-чалый жеребенок” Ф. Бурнакова (1967), “В далеком аале” Н. Доможакова (1970) и других. Особенно по душе художнику пришлась работа над хакасскими народными сказками “Тас чурек” (“Каменное сердце”). Успех иллюстраций был обусловлен умением художника проживать жизнь вместе со своими героями, а сами иллюстрации смотрятся как линогравюры. В каждой композиции ничего не прибавить и не убавить. Детали предельно скупы и лаконичны, графический язык максимально выразителен, все полно динамики и экспрессии, и кажется, что фантазии художника нет предела. Портретные изображения, образный строй, орнаменты — все наполнено дыханием хакасской культуры, оно ясно чувствуется в передаче народного быта, одежды и утвари, в драматизме и напряжении. Свободная и обобщающая манера трактовки сказок у Тодыкова основана и на зорких жизненных наблюдениях. В 1968 году Владимир становится членом Союза художников СССР.Главной удачей художника стали иллюстрации к хакасским героическим сказаниям: “Айдолай” (1963), “Хан Мирген” (1969), “Алтын Тайчы” (1973), “Хара Хусхун” (1977), “Алтын-Арыг” (1987) и “Ай Хуучын” (1991). Все выполненные им работы дают широкую картину истории и быта, являя своеобразную графическую энциклопедию хакасской этнографии и фольклора. Значительным достижением в этой серии можно назвать иллюстрации к произведению сказителя-хайджи С. Кадышева “Ах Чiбек Арыг” (1968), выполненные совместно с красноярским художником В. Сваловым в технике ксилографии. Рисунок почти во всех произведениях Тодыкова поражает поистине виртуозным мастерством и изысканностью. Каждый штрих, каждая линия отличаются точностью, уверенностью и вместе с тем удивительной легкостью и свободой выполнения. Несколько поколений хакасских детей выросли на книгах, оформленных Тодыковым: от “Лиса и Каяк” И. Котюшева (1959) до “Сказки о хитрой лисе” М. Кильчичакова (1976), “Сказок о животных” (1987), книг “Зайчонок” (1987), “Алтын хыс” (1992) и других, в которых художник широко представил анималистическую тему, показав еще и глубокое знание животного мира Хакасии, подмечая характерные повадки зверей и птиц. Важным событием в художественной жизни Хакасии стал выход в 1974 году первого цветного хакасского “Букваря” (издававшиеся ранее были с черно-белыми картинками). В 1986-м вышли “Хакасские народные сказки” с акварелями мастера, свободно владеющего этой техникой и широко использующего все богатство ее оттенков. Здесь он сумел достичь стилистического единства иллюстраций, шрифтов и других элементов оформления книги. Заставки и концовки выполнены в традициях древнего наскального рисунка и скифской тагарской культуры. Известен Тодыков и живописными произведениями в жанре портрета и пейзажа. Портреты ветеранов Великой Отечественной войны Г.С. Хлебникова (1984) и И.В. Шушеначева (1987), С.К. Доброва — редактора газеты “Ленин чолы” (1985) и другие говорят о внимательном отношении автора к натуре. Его волнует не вообще человек, а конкретная личность, а пишет он тех, кого хорошо знает и любит.Владимир Тодыков стоял и у истоков национального монументально-декоративного искусства. Востребованность такого жанра была обусловлена строительством в Абакане гостиницы “Хакасия”, театра кукол “Сказка”, Дворца пионеров, Дворца железнодорожников и так далее. С начала 1970-х для украшения общественных зданий в Хакасии стали применять чеканку и резьбу по дереву. Работая в этих техниках, Тодыков прежде всего внимательно изучил национальное прикладное искусство, имеющее за плечами опыт наскальных рисунков, богатое устное народное творчество, музыку. Ничто не осталось в стороне. В результате появились монументальные работы, искрящиеся фантазией и выдумкой. Так, в 1970 году Тодыков с красноярским скульптором Шавлыгиным оформили зал Дворца бракосочетаний. В 1973 году созданы четыре рельефа — “Всадники”, “Музыканты”, “Хакасские девушки” и “Хакасские скотоводы”, украсивших фасад городского рынка. Благодаря творческому содружеству с архитектором А. Балтыжаковым в стиле традиционного хакасского жилища — юрты был построен ресторан “Солбан” (1990) в поселке Жемчужный на курорте “Озеро Шира”. Особенно интересно был оформлен внутренний интерьер ресторана, выполненный в национальном стиле рельефами из чеканки и резьбой по дереву. Два деревянных столба снаружи изображали героев хакасских сказок, а один представлял коновязь с головой мифической птицы.К технике резьбы Тодыков обратился не случайно. Это искусство имеет устойчивые, уходящие в глубь веков национальные традиции, возможно, связанные с таштыкской культурой. Художник расширил традиционные рамки наскального искусства и выявил возможности его использования в дизайне и архитектуре. В 1970-е годы совместно с архитектором А. Демирхановым он участвовал в оформлении интерьера гостиницы “Красноярск”, создав панно, представляющее собой фрагменты из наскальных рисунков.Все произведения Тодыкова подчинены реализации давней мечты — показать величие исторического прошлого своего народа и общечеловеческие ценности его духовного наследия. Благодаря ему хакасское искусство, прежде существовавшее лишь в словесном и музыкальном выражении, было воплощено в рисунке, который точно совпал с образами, возникавшими в воображении слушателей. Художник затронул проблемы, связанные с возрождением героического духа народа, а изображая события далекого прошлого, показывал героев волевыми, решительными, бесстрашными и сильными.

При жизни Владимир Тодыков так и не получил ни званий, ни наград, но его имя прочно вошло в художественную сокровищницу Хакасии. И в памяти хакасского народа он остается любимым художником.

Маина ЧЕБОДАЕВАСанкт-Петербург

(Публикуется с сокращениями)

Похожие записи