Этой весной культурная общественность республики отмечает 100-летие Сары Даниловны Словиной — удивительной женщины, которой Хакасия обязана рождением легендарного ансамбля «Жарки» и, главное, вознесением народного танца до уровня высокого искусства, обретшего поклонников во всём мире.

Долгий путь

Сара Даниловна Словина (урождённая Перлманис) родилась 8 марта 1915 года в латвийском городе Екабпилсе. Родители всячески стремились поддержать в ребёнке тягу к прекрасному, потому не удивительно, что в разное время Сара пробовала себя и в живописи, и в музыке, и в танце. К слову, балетное искусство девочка постигала под началом Веры Каминой, одной из лучших учениц легендарной российской балерины Агриппины Вагановой, создательницы советской балетной школы. Обучалась она и в народном университете в классе живописи, сценического костюма, декорации и плаката. С тех пор она всегда будет рисовать — не сказочные дворцы, так танцы…После школы Сара поступила на факультет иностранных языков Рижского педагогического института, по окончании которого какое-то время с удовольствием посвящала рижских школьников в тайны английского языка.Но в 1940 году, с приходом в Латвию советской власти, её с мужем репрессировали и, разлучив, отправили по разным уголкам необъятной Сибири. По дороге до места ссылки единственный ребёнок Сары Даниловны умер, позже ее настигла ещё одна чёрная весть: в одном из лагерей на лесоповале погиб супруг. Всё, что осталось ей от семьи, это воспоминания и фамилия мужа — Словина.Судьба забросила её в Красноярский край, где она проработала воспитателем детского дома, даря обездоленным войной ребятишкам свою нерастраченную любовь и ласку.А вскоре — очередной переезд: Словина вместе с другими ребятами из молодёжной бригады отправляется на строительство железной дороги Советская Гавань — Комсомольск-на-Амуре. Её оставляют работать в местной библиотеке и школе, а в клубе управления стройкой она находит настоящую отдушину — участвует в оформлении и постановке спектаклей, привнося в неустроенный быт местных жителей яркие краски театрального искусства, к которому она пристрастила многих — и взрослых, и детей. За своё подвижничество в трудные военные годы Сара Даниловна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»

В 1949 году она приезжает в Абакан и становится руководителем хореографического кружка при областном Доме культуры. Не забывает и про юных абаканцев, с удовольствием занимаясь с ребятишками в местном Доме пионеров, ставит танцы к спектаклям театра имени М.Ю. Лермонтова. Знала ли тогда Сара Даниловна, что свяжет всю свою оставшуюся жизнь с маленьким уютным городком, который сразу стал для неё родным? Может быть. Одно ясно: в Хакасию, в её людей и культуру Словина влюбилась мгновенно и безоговорочно.

Хореограф и этнограф

Во многом дальнейшую творческую судьбу Сары Даниловны в Хакасии предопределила встреча с Александром Кенелем, первым профессиональным хакасским композитором, работавшим на национальном материале и создавшим немало произведений — известных и любимых до сих пор. С этого творческого тандема начался, без преувеличения, новый виток в истории творческой Хакасии. Древние традиции задышали по-новому, самобытная культура хакасов заискрилась неведомыми прежде гранями.Сара Даниловна активно впитывала все тонкости и детали местного национального быта и нравов: как наряжаются на свадьбах девушки, как красуются перед ними парни, как обрабатывают шкуры или плетут арканы в далёких аалах, как поклоняются духам леса старые охотники и как молодые пастухи показывают свою удаль. Ни на минуту не забывая о творчестве, Сара Словина с любознательностью и дотошностью ученого-этнографа впитывала каждую деталь для своего будущего живописного полотна — танца.

Некоторые исследователи даже брались утверждать, что до Словиной танцевальной культуры в Хакасии не существовало. Конечно, это не так. Но, бережно сохранив все национальные составляющие здешних танцев: их ритуальность, природность и красоту — Сара Даниловна придала им особенную огранку, завершённость целостного произведения искусства.

«Рукавицы», подаренные миру

И первым в этом ряду стоит хореографический шедевр «Рукавицы любимому». Этим сюжетно-бытовым танцем (а именно к этому жанру балетмейстер Словина тяготела более всего) в 1957 году наши артисты в составе делегации Красноярского края представляли родную землю на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Построенный на удивительной пластике рук, танец рассказывал гостям со всего света, как хакасские мастерицы кроят, вышивают, примеряют нарядные рукавицы, а потом дарят их любимым. Парни же в ответ похваляются друг перед другом делом рук своих ненаглядных, а заодно и собственной ловкостью и силой.— «Рукавицы любимому» прославили никому не известную Хакасию на весь мир, — говорит руководитель отдела традиционной хакасской культуры Центра имени С.П. Кадышева Игорь Боргояков. — Ветераны вспоминают, каким триумфом сопровождалось выступление наших самодеятельных артистов в Кремлёвском дворце съездов. Многотысячный зал встал, когда солист ансамбля в танце показывал, что арканит дикую лошадь. Простой парень из таёжного села делал это так увлекательно и правдоподобно, что все как один зрители азартно кричали: «Давай! Давай!»…

«Рукавицы любимому» получили серебряную медаль всемирного молодёжного фестиваля. С того момента, по сути, и началась история ансамбля, ныне известного в Хакасии и за её пределами под названием «Жарки». Позже коллектив прирастёт хоровой группой и своё официальное «летоисчисление» поведёт от 1961 года. Но на деле неповторимый стиль ансамбля, замешанный на высокого уровня хореографии, на древних танцевальных традициях и тонко высвеченных деталях хакасского быта, родился именно в 1957 году, когда Сара Словина придумала «Рукавицы любимому». Несколько лет спустя она же поставит вопрос о создании национального ансамбля песни и танца, который будет носить имя самого яркого и почитаемого в Хакасии цветка, исколесит пол-Союза и покорит Люксембург, Бельгию, Финляндию и другие европейские страны.

Корни волшебства

— В 1972 году Сара Даниловна ушла на пенсию, — рассказывает Игорь Боргояков, — а я только в 1973 году пришёл в «Жарки» концертмейстером. Но со Словиной мы не раз встречались, я бывал у неё в гостях — она жила в доме, где центральная аптека. Полная, в огромных очках, она вроде бы никак не ассоциировалась с танцевальным искусством. Но то, как она работала, было волшебством.Изюминка, самобытность, особенный колорит — на это Сара Даниловна всегда делала упор в своих танцах. Традиции и быт хакасов оживали в её постановках. «Расцвели жарки Хакасии», «На аркане», «Таёжные картинки» — все эти сюжеты взяты из жизни. В одном из номеров языком танца показывается, как охотники просят позволения начать свой промысел у духов леса, как убивают медведя и устраивают вокруг него ритуальную пляску, как посвящают самого юного мальчика в мужчины — это взято из древних обрядов. Завершается танец лирическими картинками, где парни гуляют по тайге с девушками, угощают их ягодками, заигрывают. Это жизнь как она есть!Всего Сарой Даниловной Словиной было поставлено 18 хакасских сюжетно-бытовых танцев — она создала их язык, лексику, сделала их понятным любому зрителю. Это не было погоней за экзотикой, когда коллектив, не зная корней, пытается воссоздать, например, камлание шамана, здесь, подчеркивает Игорь Боргояков, присутствовала вполне определённая логика движений, каждое из которых было оправдано.Сары Даниловны не стало 2 марта 1997 года, за шесть дней до её 82-летия. Все, кто имел счастье знать этого человека, отмечали необычайную интеллигентность, деликатность Сары Словиной: она даже к детям обращалась на «вы», никогда не повышала голос. При этом была требовательна к себе и другим.К 1990-м годам сюжетно-бытовые танцы почти перестали ставить. Но шедевры, созданные Словиной, остаются жемчужинами хакасской культуры, их с удовольствием исполняют как нынешние составы «Жарков», так и другие хореографические коллективы, созданные учениками Сары Даниловны: «Айас», «Час Ханат», «Ынархас», «Саяночка» и даже профессиональный ансамбль «Кун сузы» при государственной филармонии имени В.Г. Чаптыкова.

— По большому счёту, все хакасские танцоры являются учениками Сары Словиной, — убеждён Игорь Боргояков. — Многие из них пошли своим путём, но танцы Сары Даниловны всегда будут классикой. Она жила в танце и сделала так, что хакасский танец тоже стал жить новой, особенной жизнью.

* * *

8 марта, в 16 часов, в большом зале Центра культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева состоится концерт, посвящённый 100-летнему юбилею Сары Словиной. В нём примут участие такие прославленные наши коллективы, как театр моды «Алтыр», русский народный хор имени М. Шрамко, ансамбли «Саяночка», «Час Ханат», «Айас», «Ынархас», «Кун сузы» и, конечно, «Жарки».
И шедевры, созданные Сарой Словиной, вновь оживут для зрителей.

Александра ПРЯТКИНА

Похожие записи