«В бурях жизни формируется характер. Прощай другим многое, а себе ничего!» Доченька, Света! Это Будамшу?! Нет, это папа. 1958 год». Это надпись на обороте фотографии. Светлана Григорьевна Трошкина рассматривает на снимке отца. «Хитрый Будамшу» по пьесе Цырена Шагжина — один из спектаклей, где играл Григорий Борчиков. В ноябре нынешнего года ему исполнилось бы 100 лет.

«Очень тяжёлая работа»

— Он вырос в деревне Сапогово Усть-Абаканского района. Рано остался сиротой. Воспитывался у своего дяди. Там он и работать начал — в колхозе. Потом судьба привела его в театр, — рассказывает Светлана Григорьевна. — Знаете, в 30-х годах профессиональных актёров почти не было. Ездили по деревням и улусам, выбирая талантливую молодёжь. Отца, видимо, таким вот образом и заметили.

В Хакасском областном национальном театре Григорий Борчиков оказался в январе 1937 года. А в 1939-м он был включён в первый целевой набор в Ленинградский государственный театральный институт. На учёбу в Ленинград отправилось 20 человек: Тамара Баинова, Дмитрий Доможаков, Анна Заболотникова, Анна Какашкина, Максим Карачаков, Василиса и Елена Килижековы, Константин Коков, Аркадий Кучендаев, Самсон Миткижеков, Анастасия Тодикова, Прокопий Шурышев, Фаина Щетинина… Со студентами занимался Ян Фрид. Тот самый человек, который снимет фильмы «Двенадцатая ночь», «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан». Но доучиться студентам из Хакасии, к сожалению, было не суждено — началась война. Так после второго курса Григорий Борчиков оказался среди тех, кто защищал Ленинград.

— Ленинград. Блокада. Все мы знаем, какое страшное это было время… Отец про те годы не рассказывал, но точно известно, что в 1942 году его с туберкулёзом лёгких в тяжёлом состоянии по Дороге жизни вывезли из блокадного города. Он вернулся в Хакасию и уже 15 мая 1942 года был принят актёром в Хакасский областной государственный национальный театр. Болезнь не отпускала его на протяжении всей жизни. Были, конечно, периоды улучшения, он лечился, получал бесплатные путёвки в санатории, — рассказывает Светлана Григорьевна.

В 1947 году Григорий Борисович поступил в учительский институт и экстерном окончил его в 1949-м. По образованию он —  учитель хакасского языка, русского языка и литературы.

У Светланы Григорьевны сохранилась трудовая книжка, по которой отслеживаются все вехи жизненного пути её отца. Да, театр был не единственным местом работы. Но, словно попробовав себя в другой роли, он всякий раз возвращался на подмостки. Так он успел потрудиться в Хакасском национальном книжном издательстве, в издательстве «Советская Хакасия», был редактором и режиссёром на Абаканской студии телевидения. В последние годы до ухода на пенсию Григорий Борисович подрабатывал дворником. Выходить на сцену уже не позволяло здоровье. «У меня уже сил нет, быть актером — очень тяжёлая работа», — говорил он порой дочери.

— В 40 — 50-е годы он был ведущим актёром Хакасского национального театра. Сколько точно сыграл ролей, сейчас уже никто не скажет, — перекладывает с места на место фотографии Светлана Григорьевна. — Он несколько раз увольнялся из театра. Но через какое-то время возвращался. В театре ему всё прощали… А вот мама… Родители разошлись, когда я была ещё маленькой. Мама нас воспитывала одна. И об отце говорила неохотно. Только спустя годы, когда мы с братом уже выросли, мама стала о нём рассказывать. Что отец был очень образованным человеком, мог сутками говорить о литературе, читать стихи. С ним было невероятно интересно, этим и покорил её сердце.

Мама по характеру была женщина очень сильная и независимая. Что-то решив однажды, больше своих решений не меняла. Хотя ни отец, ни мама больше никогда не пытались устроить свою личную жизнь. Мама полностью посвятила свою жизнь нам с братом, а потом внукам.

— А мама ваша кем работала? — интересуюсь я.

— У неё не было образования. Работала в больнице, в регистратуре. Тянула нас двоих. Конечно, у неё была обида на отца. Тяжело ей приходилось, — делает паузу в разговоре моя собеседница. — А познакомились они в театре. Мама ведь тоже была актрисой. А когда я родилась, была вынуждена расстаться со сценой. Она рассказывала, что артисты частенько выезжали в районы с концертной программой, особенно в военные годы. И всегда в качестве конферансье выходил Борчиков. Он умел держать зал. Когда он появлялся на сцене, сразу раздавались аплодисменты, его любили…

Я это помню. Когда я стала постарше, то часто бывала в театре, на репетициях, спектаклях, вечерах. Я помню, как приехала Тодикова! Я помню Щукина, Чаркову, Баинову. Труппа театра в то время была очень сильной, яркой. В 50 — 60-е годы отец играл очень много. Мне кажется, что он был занят почти во всех постановках. У него не было определённого амплуа, он играл очень разные роли. Наверное, поэтому его каждый раз вновь принимали на работу в театр, помогли решить вопрос с жильём.

— Он снимался на «Мосфильме»? — обращаю внимание на один из документов.

Чёрным по белому написано: «Актёрский отдел киностудии «Мосфильм» производит переучёт актёров, состоящих у нас на учёте…»

— Он снимался в эпизодических ролях на «Мосфильме», — разъясняет она. — В каких, я не знаю. И никто вам этого уже не скажет… Его попросили прислать новую фотографию. Но он уже был так болен, что сказал: «Нет смысла, в любом случае поехать не смогу…» Судьба у него тяжёлая. Без родителей. Болезнь. И семья не состоялась. И вся эта неустроенность в быту…


Трагик и комик в одном лице

Григорий Борчиков не дожил до своего 70-летия двух месяцев. Григория Борисовича не стало 26 августа 1987 года.

Его имя внесено в «Энциклопедию Республики Хакасия». Он характеризуется как актёр, создавший «много разноплановых и разнохарактерных ролей». Вершиной его творчества считается образ деда Щукаря. А ведь были и другие роли: Сергей Тюленин («Краснодонцы», 1944), Чанар («Одураченный Хорхло», 1945), Елеся («Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1945), красноармеец и беженец («Олеко Дундич», 1955), Марруччо («Человек и волк», 1956), Майтрея («Белый лотос», 1957), Будамшу («Хитрый Будамшу», 1957), дядя Вася («В поисках радости», 1958), Лу Гун («Ураган», 1958)… Какие впечатления они оставили у зрителей? В какой-то степени приоткрывает завесу таинственности книга Виктора и Лидии Шлык «Судьба и загадка Русского театра в Хакасии».

«Поднятой целиной» в Абакане, как пишут авторы, открывался сезон 1958 — 1959 годов. Спектакль вмещал в себя немалое количество действующих лиц, поэтому задействовать пришлось в тот раз и русскую, и хакасскую труппу театра. Некоторым артистам выпало играть по две, а то и три роли. В «Советской Хакасии» потом написали, что Лушка Н.Г. Богатовой очень достоверна, интересен и дед Щукарь Г.Б. Борчикова… Журналист-критик, кстати, особо останавливался на игре Григория Борисовича, который «по-настоящему смешон, интересен». «Роль деда Щукаря бесспорная удача артиста». Это был тот самый случай, когда актёрский состав выглядел как единый ансамбль, в чём заслуга режиссёра-постановщика И.С. Самохвалова.

В середине 1950-х был поставлен спектакль «Порт-Артур». Это первая работа главного режиссёра Д.А. Семёнова и, несомненно, удачная. Борчикову досталась роль японского офицера.

Актриса Людмила Вельяминова так вспомнит о той совместной работе с хакасской труппой «Порт-Артура»: «Хакасские актёры мне помнятся удивительно открытыми, чистосердечными людьми и талантливыми. В «Порт-Артуре» они играли всех японцев, и это было очень интересно».

К разряду творческих удач можно отнести и пьесу Александра Островского «Бедность не порок», поставленную в 1958 году. Приложил свой талант к успеху спектакля и Григорий Борчиков, сыгравший одного из ряженых.

В 60-е годы прошлого века культурная жизнь в Хакасии била ключом. Что касается театра, то ему наконец-то выделили автобус — причём 24-местный. Чтобы ездить со спектаклями по улусам, совхозам, на рудники. До этого передвигаться приходилось и на телегах, и на грузовиках без брезента. В общем, жизнь улучшалась, появлялись и новые возможности проявить себя. Одна из них — спектакль «Птица счастья» И.С. Кычакова, выпущенный 28 октября 1960 года. В 1951 — 1952 годах он уже шёл на сцене театра благодаря режиссёру-постановщику Н.Г. Галину. Если тогда в национальном театре роль князька по имени Абакай играл А.А. Шурышев, то теперь в объединённом театре в постановке А.В. Тугужекова — Григорий Борчиков.

«Как большую удачу следует отметить игру Г. Борчикова в роли коварного бая Абакая. Мастерски провёл он все сцены двойной игры Абакая с джунгарским зайсаном, русскими землепроходцами и своими подданными. Особо хорошо сыграна актёром сцена, когда Карат приносит птицу Абакаю… Роковые обстоятельства вынуждают отдать дочь Карата. По игре Борчикова мы видим: он хочет усыпить бдительность народа. Это передаётся в тонко отработанных жестах, в едва уловимой мимике», — напишет потом о спектакле газета «Советская Хакасия».

В постановке «Легенды о любви» Назыма Хикмета (премьера пришлась на 26 марта 1961 года) Григорию Борчикову посчастливилось сыграть две роли. Ещё бы, гимн любви включал в себя 33 персонажа. Кого-то даже одарили четырьмя ролями.

Ещё один подлинный гимн любви, чистоты и искренности — «Тополёк мой в красной косынке» по повести Чингиза Айтматова. По воспоминаниям Клары Тогочаковой, спектакль, поставленный в 1965 году, остался в памяти «чем-то очень чистым, прозрачным, честным, вроде какого-то источника, возле которого люди стараются быть честнее, роднее, ближе, где и любовь настоящая…» У Борчикова роль Аманжолева.

…Спустя 30 лет разложенные Светланой Григорьевной на столе фотографии, документы, грамоты приобретают особую ценность. Вот снимок 1941 года. Среди людей в военной форме и Григорий Борчиков. Переворачиваешь снимок — надпись: «Участники лыжного перехода по маршруту Ленинград — Карельский перешеек — Выборг». Здесь же даты: с 28 января по 1 февраля 1941 года. Получается, что и советско-финскую Григорий Борисович успел захватить. «Многих тогда постреляли. А мне повезло: я был худенький и маленький. В снег зароюсь и лежу…» — вспоминал он те дни. «А как же вы в этом снегу в будёновках лежали?» — интересовалась любопытная дочка. Согревались спиртом, который выдавали ежедневно. В те дни это спасало. Но не спасло потом — аукнувшись тяжёлой болезнью, которая, несомненно, отразилась на непростом творческом пути талантливого актёра.

Александр Дубровин

Похожие записи